Прошло 20 лет с тех пор, как Джейми Оливер впервые обратил внимание на плохое качество школьных обедов, начиная с работы в школе Кидбрук в Гринвиче, юго-восточный Лондон. Его программа на канале Channel 4, «Школьные обеды Джейми», сыграла решающую роль в исключении Турецких Крутиков — распространённого переработанного продукта из кафетериев. Однако Оливер столкнулся с серьёзным сопротивлением со стороны учащихся, предпочитавших фастфуд, и трудностями со стороны перегруженного школьного персонала.
Приближаясь к своему 50-летию в следующем году, он размышляет о карьере, в которой он принимал участие в более чем 50 телевизионных сериалах и выпустил более 30 книг. Он стал свидетелем взлёта и падения ресторанной империи, одновременно балансируя свою личную жизнь с женой Джулс и их пятью детьми в историческом доме в Эссексе. Тем не менее, его стремление улучшить школьные обеды и борьба с детским ожирением остаются стойкими, эволюционируя в решимость инициировать значимые изменения.
«Мой энтузиазм по улучшению школьных обедов не угас, как в продвижении доступа к бесплатным обедам, так и в защиту высококачественных предложений,» — утверждает Оливер. «На протяжении моего пути, работая с восемью различными премьер-министрами, я понял, что прогресс на этом уровне может быть медленным. Поэтому, помимо выступлений за изменения в политике, я хочу продемонстрировать, как инициировать позитивные, практические реформы.»
Текущий фокус Оливера включает амбициозную инициативу: обучение детей кулинарии. Через свою благотворительную организацию «Министерство Питания» он стремится обеспечить молодёжь основными кулинарными навыками, сокращая их зависимость от удобной еды. Эта инициатива структурирована как десяти-недельный курс, неофициально называемый «10 уроков, чтобы спасти вашу жизнь», нацеленный на студентов в возрасте от 11 до 14 лет.
«Образование в области питания является частью национальной учебной программы для этой возрастной группы, но часто не хватает достаточного финансирования и признания,» — объясняет Элисон Корфилд, глава социального воздействия и устойчивого развития в группе Джейми Оливера. «Учебная программа может быть неясной, что приводит к непоследовательному качеству обучения.»
Программа предлагает практические уроки, которые включают основные кулинарные техники вместе с образовательными материалами по питанию, поддержанными тщательно разработанными ресурсами, такими как планы уроков, рецепты и обучающие видео с участием Оливера и его сына Бауди.
«Как медиа-структура, мы блестяще создаём увлекательный контент,» — добавляет Корфилд. «С видео и пошаговым руководством программа является очень интерактивной. Визуальные материалы делают её удобной для использования, предоставляя при этом более глубокие возможности для обучения для продвинутых студентов.»
Хотя образование в области питания входит в учебную программу по дизайну и технологиям, многие школы сталкиваются с нехваткой квалифицированных преподавателей по питанию, часто передавая данный предмет учителям физкультуры или естественных наук. Хотя эти преподаватели могут работать эффективно в условиях ограниченных ресурсов, уроки Министерства Питания способствуют последовательной реализации стандартов образования в области питания.
«Джейми пережил трудный опыт в школе и осознал, что кулинария стала его спасением,» — отмечает Корфилд. «Он понимает влияние, которое может оказать, и учредил модель, по которой часть прибыли от его бизнеса направляется обратно в программы по обучению питанию, вложив 450 000 фунтов только в этом году.»
Хотя не все студенты вырастут поварами, развитие основных кулинарных навыков является крайне важным для их общего здоровья и будущей независимости. Эта инициатива дополняет его продолжаемую кампанию, направленную на улучшение качества школьных обедов.
«Школьные обеды и программа Министерства Питания взаимодополняют друг друга,» — замечает Оливер. «Наделение 11-14-летних кулинарными навыками даёт им возможность заботиться о себе.»
В этом году программа была реализована в 320 школах, охватив приблизительно 80 000 студентов. Разработка ресурсов осуществлялась в тесном сотрудничестве с педагогами, чтобы обеспечить их полезность и практичность. Цель состоит в том, чтобы расширить инициативу более чем на 4 000 средних школ по всей Великобритании.
«Учебная программа является прагматичной, охватывающей основные навыки, которые необходимы студентам,» — говорит Мишель Вудард, помощник директора школы Кинг Эдмунд в Эссексе, которая приняла эти уроки. «Она комплексная, учитывая все необходимые учебные моменты, при этом остаётся доступной. Плюс, детям нравится Джейми Оливер, и они взволнованы его участием.»
Финансирование остаётся проблемой, и Вудард подчеркивает зависимость от финансирования бесплатных школьных обедов для получения ингредиентов и просит взносы от некоторых родителей.
Студенты проявляют энтузиазм. Франки, 12-летний учащийся, делится: «Эти уроки учат нас жизненным навыкам. Кулинария станет важной, когда мы вырастем, и мы можем экспериментировать с рецептами, которые обычно не готовят дома.»
Доказательство эффективности программы имеет важное значение для повышения статуса образования в области питания. Профессор Джанет Кейд из Университета Лидса готовится к публикации результатов исследования, оценивающего влияние инициативы. Двадцать участвующих школ проанализировали «пищевую грамотность» детей, охватывающую знание о питании, кулинарные способности и уверенность на кухне. «Сначала пищевая грамотность была низкой среди участников,» — комментирует она.
Исследование показало, что 98% детей считают важным изучение кулинарии, в то время как 76% сообщили о приготовлении одного или нескольких блюд дома. Наиболее популярными рецептами были блины, фахитас и паста, при этом почти все блюда, предоставленные в программе, были упомянуты хотя бы раз.
Тем не менее, исследование выявило, что улучшения в ежедневном потреблении фруктов и овощей учащимися не произошло, и многие всё ещё потребляют менее рекомендованных пяти порций в день.
«Даже когда мы улучшаем уверенность в кулинарии и знания учащихся, мы не можем контролировать домашние условия,» — объясняет Кейд. «Необходим многогранный подход, но эта инициатива является позитивным шагом к лучшему образованию в области питания.»
Оливер осознает более широкие последствия образования в области питания. «В Великобритании наблюдается кризис в области здравоохранения, который переплетён с экономическими проблемами,» — предостерегает он. «Уровень ожирения растёт, здоровье зубов детей вызывает тревогу, и нагрузка на Национальную службу здоровья (NHS) является серьёзной. Ситуация ухудшилась из-за кризиса стоимости жизни, заставляя многих выбирать дешёвую, переработанную еду, лишённую необходимых питательных веществ.»
Оливер выступает за законодательные меры для решения этих проблем, ссылаясь на успешный налог на безалкогольные напитки, который помог убрать 46 000 тонн сахара из рациона страны, одновременно обеспечив финансирование для программ охраны здоровья.
«Введение аналогичных мер, способствующих реформуляции продуктов питания, было бы полезным,» — утверждает он. «Нам также нужно бороться с избыточной рекламой вредной пищи и обеспечить чёткое маркирование на упаковке продуктов.»
Спрос на образование в области питания в школах растёт, наблюдается увеличение числа учащихся, записывающихся на курсы GCSE по питанию. Однако отсутствие A-уровня в области питания, который был отменён в 2015 году, создаёт сложности в удовлетворении потребностей промышленности.
«Это беспокоит, что образование в области питания не переходит на уровень A,» — замечает Корфилд. «Эффективное преподавание этого предмета требует специфических условий и ингредиентов; это не так просто, как в традиционных классных комнатах.»
Часть их адвокации сосредоточена на восстановлении отдельного A-уровня в области образования по питанию и обеспечении того, чтобы все школы предоставляли базовый уровень обучения по питанию и диетологии на этапе Key Stage 3. «Это образование должно придавать приоритет навыкам, а не теории,» — подчеркивает Корфилд. «Школы должны иметь специализированных учителей для этого предмета, чтобы привлечь финансирование и внимание регулирующих органов.»
Правительство объявило о пересмотре учебной программы и оценки, ожидая рекомендации в следующем году. Министерство образования заявило: «Изменения в национальной учебной программе, включая образование по питанию, будут рассмотрены на основе выводов этого обзора.»
Наделение детей навыками приготовления еды с нуля является основополагающим для их здоровья и будущего. «Образовательные специалисты в области питания прекрасно выполняют свои роли,» — заключает Оливер. «Тем не менее, этот предмет не имеет достаточной поддержки и финансирования для процветания. Обучение детей этому важному жизненному навыку должно быть так же важным, как математика или язык в нашей образовательной системе. Питание охватывает больше, чем просто диетическое питание; это неотъемлемая часть нашей жизни.»