Хотя кофе часто занимает центральное место в дискуссиях о здоровье, другой интересный вариант привлекает все больше внимания. Матча, порошковый зеленый чай из Японии, известна своими многочисленными полезными свойствами, включая поддержку сердечно-сосудистой системы и когнитивных функций. Помимо того, что матча дает энергетический подъем, она также известна своим успокаивающим эффектом и улучшением качества сна.
Напитки из матчи становятся привычным явлением в популярных кафе и гастрономах. Многие заведения, включая Starbucks и Pret, теперь предлагают матча-латте, цены на которые в среднем составляют около £4.25. Посвященные бары матчи также могут быть доступны поблизости.
Этот яркий зеленый чай получен из растения Camellia sinensis, но отличается своими методами роста и обработки. Листья растут в тени во время культивирования, что, по мнению экспертов, улучшает их питательный профиль, заставляя их усерднее стремиться к солнечному свету.
«Изначально листья затеняли для защиты от заморозков, но фермеры обнаружили, что это изменяет вкус, делая его уникальным и приятным,» делится Тим Бонд из Чайного Консультативного Совета. После сбора урожая листья сушат и тщательно измельчают в порошок, известный как матча.
Для энтузиастов приготовление матчи дома является популярным выбором; наборы можно найти онлайн за £20 до £50, и предлагается широкий ассортимент продуктов из матчи в дорогих магазинах. Цены варьируются; например, пакетик 30 г PerfectTed Organic Matcha Powder можно приобрести за £10.50, в то время как килограмм матчи No 58 от Tea Makers of London стоит £230.
Приготовление простое: просейте 1-2 г матчи в миску, добавьте горячую воду (примерно 80°C) и взбивайте до появления пены. Этот напиток можно наслаждаться в чистом виде, разбавленным водой или в сочетании с парным молоком. Он также отлично подходит для приготовления освежающего холодного напитка.
В отличие от традиционных чаев, когда используется только настой, матча включает в себя весь лист, предлагая более высокое содержание клетчатки и богатую концентрацию полезных соединений. В ней содержится EGCG, тип полифенола, известного своими антиоксидантными и противовоспалительными свойствами, которые способствуют защите клеток и профилактике заболеваний.
Исследования показывают, что регулярное употребление зеленого чая может снизить риск рака предстательной железы среди японских мужчин, хотя необходимы дополнительные исследования. Бонд подчеркивает осторожность в формулировке серьезных заявлений о здоровье, особенно в отношении рака. В другом исследовании говорится, что употребление зеленого чая может снизить риск инсульта, в то время как полифенолы в матче могут поддерживать сердечно-сосудистое здоровье и помогать в контроле веса.
Матча также содержит L-теанин, аминокислоту, отсутствующую в кофе, влияющую на функцию мозга, оказывая успокаивающее воздействие, которое помогает снять стресс. «Две чашки матчи в день могут значительно снизить тревожность, а пять чашек могут улучшить качество сна,» утверждает Бонд.
Это может казаться противоречивым, поскольку матча содержит кофеин, но наличие L-теанина смягчает стимулирующие эффекты кофеина. Эта комбинация способствует расслаблению, что, в свою очередь, улучшает качество сна. «Меньше стресса и тревожности коррелирует с лучшим сном, а улучшение сна ведет к снижению стресса и тревожности,» добавляет Бонд.
Клаудия и Отто Бойер, основатели первого специализированного бара матчи, Jenki, открытого в Лондоне в 2021 году, заняли передовые позиции в этой тенденции. Отто отмечает, что их первоначальные клиенты были в основном из поколения Z и миллениалов, но привлекательность матчи расширилась до профессионалов среднего возраста, стремящихся к устойчивой энергии для работы.
Несмотря на свои собственные привычки пить кофе, Отто указывает на более плавный энергетический подъем матчи как главное преимущество. «Кофе часто вызывает резкий подъем энергии, за которым следует спад, в то время как матча обеспечивает долговременную и спокойную бдительность,» объясняет он.
Самый востребованный напиток в Jenki — это матча-латте, однако Мел Супрабха, владелица Moicha Matcha, предпочитает более простую подготовку только с водой. Она подчеркивает, что высококачественная матча должна быть сладкой и свежей, а не горькой. «Если она чрезмерно горька, то, как правило, низкого качества,» советует она, отметив, что матча должна выглядеть зеленой, а не флуоресцентной, желтой или рыбной.
Хорошая матча будет хорошо взбиваться и образовывать пену, что указывает на ее подлинность. Однако нет стандартизированной системы оценки качества матчи; такие термины, как «церемониальный сорт», являются неофициальными. Супрабха утверждает, что самая лучшая матча обычно поступает из Удзи, Япония, но верит, что матча должна быть доступной для ежедневного наслаждения, а не роскошью.
Она поддерживает японскую философию кайдзен, пропагандирующую небольшие, положительные изменения в образе жизни. «Консистентность — ключ к получению преимуществ от матчи в повседневной жизни,» завершает она.