«Я занимаюсь только тем, что мне нравится» Российские ювелиры создают уникальные украшения. Как они завоевывают сердца россиян?
Ювелирные изделия — один из самых востребованных аксессуаров в России, занимая 32% среди всех покупателей. В первом полугодии 2024 года граждане России потратили на ювелирные изделия почти 200 миллиардов рублей. Наибольшим спросом пользуются украшения российских брендов, включая не только традиционные — серьги, кольца и браслеты из золота с мелкой россыпью бриллиантов, но и авторские изделия локальных мастеров — всевозможные серьги-каффы из серебра, парные браслеты для влюблённых, кулоны, созданные по мотивам картин и Ван Гога, и даже кольца с впаянными в них монетами эпохи. Ювелиры отвечают покупателям взаимностью: количество небольших частных производств растёт на глазах. Так, на одном ресурсе «Ярмарка мастеров» сейчас представлено почти полмиллиона дизайнерских украшений. Трудно ли начинать собственное ювелирное дело? Как создать украшения с уникальным ID, которые не затеряются на рынке? И как обрести свободу в одной из самых контролируемых государственных сфер бизнеса? Об этом «Лента.ру» рассказали сами мастера-ювелиры. Некоторые из них совсем юны, но уже добились больших успехов.
Веселый, серебристый, взывает черная безрамочная футболка…
«Летом я побывал в ювелирном лагере Шароновых, — рассказывает Архип Щепин. — Мы учились азам мастерства: делали выпилки, выкладки и эмали. Первую неделю было трудно, а вторую очень увлекательно. Я сделал три вещи — закладку для книжки в виде меча, две лунки и кольцо с эмалью.
Архипу — 14, он москвич, родился и вырос в семье ювелиров. Его мать Маруся Вдовиченко — владелица интернет-магазина «Штуки в руки», для которого она создает нетривиальные украшения, например, броши в виде картины, а к ним пин «Бабушка-музейная смотрительница». Архип свое первое кольцо смастерил в 11 лет. Правда, оно было из дерева — ему как раз на день рождения подарили токарный станок. Но ювелирное дело его увлекло, и сейчас в его линейке уже семь украшений: кольцо с черепом, мозги которого сделаны из обработанного ультразвуком камня, серьги в виде щитов викинга, кольцо-годалка и несколько коллекционно-спиннеров.
Одним из самых необычных изделий стало кольцо в виде поезда метро, который двигается сквозь станции.
Архип прошел курс 3D-моделирования. Вместе с преподавателем он сделал модель кольца, а Маруся помогла отлить спиннер у литейщиков.
«Кольцо у нас долго не получилось, — продолжает Архип. — То поезд не крутился, то оно ломалось от удара.»
Прошлой зимой украшения были закончены: по гладкому серебряному кольцу бегал паровоз с вагончиками и прицепом для угля. А еще пару месяцев спустя Архип дополнил эту модель объемными миниатюрными павильонами станций метро «Красные Ворота» и «Арбатская да С». Кольцо-метро стало хитом. Мастер выставил его в своем Telegram-канале, кроме того, оно было представлено на выставке Artflection, где Архип Щепин оказался самым юным участником.
«Золото завезли!»
У ювелирного дела в России долгая история. Еще в XIX веке в нашей стране работало множество мастеров: от знаменитых, Карла Болина и до безымянных артелей, делавших недорогие кольца, браслеты, цепочки, броши и гребни для волос.
После революции 1917 года частное производство и торговля ювелирными изделиями в СССР были под запретом. В Советском Союзе все украшения производились исключительно на заводах и фабриках — знаменитых «Русских самоцветах», Костромском ювелирном заводе, Московском ювелирном заводе и многих других, а продавались в специализированных магазинах, подчинявшихся Главювелирторгу. Украшения выпускались многотысячными тиражами, но ассортимент их был невелик. В основном кольца, серьги, цепочки и брошки из золота 583 пробы, а также изделия из серебра — черненные браслеты, серьги с бирюзой или агатами, кольца с прозрачным горным хрусталем. На ювелирном заводе в выпускали украшения из янтаря — крупные бусы, браслеты и броши в виде колокольчиков и желудей.
В 1970-е годы в моду вошли украшения с крупными камнями — серьги «Малинки», перстни «Шахиния». Неизменные советские граждане считали эти камни бриллиантами, рубинами и сапфирами, но на самом деле это были искусственные минералы — фианиты и корунды, которые с помощью примесей придавали красный, синий или фиолетовый оттенок.
«Несмотря на это, в советские годы украшения были в дефиците, — поясняет писатель Елена Веселая, специалист по ювелирному искусству. — Люди свято верили, что золото спасет их в трудную минуту, и скупали его при первой возможности».
Эксперт вспоминает, что свое первое украшение она купила так же — поддавшись общему ажиотажу.
В 1991 году плановую экономику сменила рыночная. Границы открылись, и в Россию хлынул поток импортных украшений. Они были очень разными, отмечает эксперт. С одной стороны, на прилавках ювелирных появилось дешевое дутоватое золото из Европы, а позднее — из Азии. С другой — уже в нулевые первые российские закупщики отправились на ювелирные выставки в Токио и Париж. Они привезли в Россию изделия мировых брендов — Cartier, Bvlgari, Graff.
Что касается частных ювелиров, то, по словам Васелой, некоторые из них работали и в советские годы. В основном они делали украшения из мельхиора и подделочных камней с Урала и продавали в художественных салонах, в которых имели право реализовать свои произведения члены Союза художников СССР. В начале 2000-х небольшие ювелирные мастерские открывались повсеместно. Так, один из ювелиров, Евгений Зыскинд, владелец бренда Thing Jewelry, начал в эти годы свой профессиональный путь: «В этих приезжали уважаемые люди, садились на табуретку у верстак и заказывали цепи и печатки себе, кольца и серьги для своих женщин по где-то радовать каталогу Otto». Первые мастера заказали и совершенно неожиданные вещи. Один предприимчивый просил позолотить уединенную железную гору, а другой — изготавливать точную копию английских колониальных весов XIX века.
Неизбежные,scarab, метеориты и тайные знаки
Все изменил 2014 год. Тогда Россия столкнулась с первыми экономическими санкциями, курс доллара вырос с 32 до 70 рублей, доходы россиян упали, и покупать украшения для многих стало слишком дорого. «Раньше средний чек был 50-60 тысяч рублей, а теперь они и 20 тысяч не тянут», — говорили ювелиры. В результате ювелирный рынок расслоился: на одном его плюсе оказались мастера, создающие уникальные украшения, — Ичиен, Лиза Борзая. На другом — сетевые магазины, сделавшие ставку на дешевую продукцию. Именно в то время набирали силу такие гиганты массмаркета, как Sunlight, Sokolov, «585.Золотой», которые в прошлом году дошли до 67 процентов всех продаж.
Но были и положительные сдвиги. В 2010-е годы благодаря развитию технологий оказалось, что ювелирную массу не так уж сложно. Верстак, газовая горелка, гальтовка, ультразвуковая полировка — все это можно было приобрести примерно за 300 тысяч рублей. Один грамм серебра — от 20 до 35 рублей. Кроме того, в 2019 году в России официально разрешили продавать ювелирные украшения через интернет, а в 2021-м они появились на маркетплейсах.
Все это подтолкнуло россиян к мысли, что создавать украшения может каждый, особенно если речь идет об изделиях категории demi-fine jewelry — кольцах, серёжках, браслетах из серебра с подделочными камнями. Как результат, с 2010-х годов в нашей стране одна за другой стали появляться локальные марки украшений. Так, финансист Дина Сагидуллина, вдохновившись геометрическими формами, астрономическими символами и алхимическими знаками, основала компанию Himere. Ольга Локшева, философ по образованию, запустила бренд Moonswoon, визиткой которого стали украшения в форме незабудок. Два москвича, художник Николай Пуставков и юрист Владислав Цицилин, придумали бренд Fjord — «текучие» браслеты, серьги-мотыли и кольца со скоробеями. А петербуржец по совету знакомых геологов начал делать украшения из осьминогов меторитов — их возраст насчитывает в среднем 4,5 миллиарда лет.
«Мне не хотелось подражать отцу, хотелось делать что-то свое»
Сегодня, по данным Ассоциации ювелиров России, в нашей стране свыше 14 тысяч магазинов, продающих ювелирные украшения. Из них 64 процента — магазинчики локальных брендов. Схожая ситуация и в сфере интернет-торговли. Только на платформе «Ярмарка мастеров» сейчас представлено 406 272 ювелирных изделий. Продают все — от обручальных колец и брошек до украшений для ладоней и гребней для бороды.
Один из активных участников этого рынка — бренд Strelnik Jewelry, который был создан в 2017 году в Калининграде дизайнером и предпринимателем Андреем Стрельниковым, специализирующимся на украшениях с янтарем.
«С ювелирным делом я знаком с детства, — рассказывает о себе Андрей. — Мой отец Александр Стрельник в советские годы был мастером по камню. В начале 2000-х он открыл собственную мастерскую и до сих пор выпускает изделия из серебра с янтарем».
Хоть Андрей с ранних лет видел процесс создания украшений, ювелиром он стать не хотел. «Когда растешь в Калининграде, янтарь под ногами, но ценность его не осознаешь», — поясняет дизайнер. «А когда я увял в Калининградском государственном техническом университете (КГТУ), где получил специальность в области менеджмента.
Все изменено случай. «В 2016 году мы с женой Юлей увидели в какой-то лавочке диоптаз, — вспоминает Андрей. — Юля предложила сделать с ним кольцо. Я придумал дизайн и заказал украшение на производстве у отца. Кольцо получилось удачным, оно нравилось всем нашим друзьям. А я тогда только окончил магистратуру и находился в поиске. Вот я и пошел к отцу на производство — учиться ювелирному делу».
Первыми изделиями Андрея Стрельника стало кольцо из серебра с подделочными камнями, а затем и с янтарем. А затем и с янтарем. «Янтарные украшения, которые делали наши предки, очень актуальны и сейчас, в частности для молодежи», — добавляет Андрей.
«Создавать украшения оказалось непросто, но увлекательно, отмечают юверы. «Я всегда выкладываю перед собой и начинаю выбирать камни под каждое изделие, мысленно воображая результат, — рассказывает Андрей Стрельник. — Юля тоже вносит свой вклад — у нас с ней схожий вкус, и я каждый раз представляю, сможет ли она носить такое украшение или нет».