22 января 2002 года мне выпал привилегированный шанс побывать на последнем показе мод Ива Сен-Лорана, среди 2000 гостей, стоящих в толпе восхищённых зрителей снаружи. Выбранное место, Центр Помпиду, резко контрастировало с более традиционным Империальным Салоном в отеле Inter-Continental, где он демонстрировал свои коллекции с 1976 года. Гостей усаживали на узкие золотые стулья, завязанные черными сатиновыми лентами, каждый получал печатную программу на роскошной кремовой бумаге, и, в соответствии с традициями высокой моды, отсутствие музыки сопровождало презентацию. Вместо этого анонимная французская женщина описывала каждый образ.
Словно бури эмоций, восторг по поводу Сен-Лорана на его последнем шоу превзошел атмосферу мероприятия, обрушившись на обширное пространство Помпиду.
Хотя я обычно сдерживаю слёзы, когда натыкаюсь пальцем на ногу, я обнаружила себя глубоко тронутой, подобно Катрин Денев, его дорогой подруге и музе, которая плакала на глазах у всех. Другие иконы, такие как Лорен Бэколл и Жанна Моро, также проявили эмоции, а модели Карла Бруни и Летиция Каста присоединились к Денев в трогательном исполнении песни ‘Ma plus belle histoire d’amour, c’est vous’ в финале. Аплодисменты были оглушительными, продолжавшимися 15 минут, оставляя наши руки жужжащими от признательности.
Шоу стало замечательной демонстрацией самых знаковых создания Сен-Лорана, не просто ретроспективой, но яркой иллюстрацией моды 20-го века. В центре внимания были Одри Марне в непревзойденном двубортном тёмно-синем пиджаке, Наоми Кэмпбелл в ярком зелёном ‘чамби’, и Мини Анден в укороченной версии Le Smoking, дополненной широкими брюками и стильной блузой.
Последний образ при номер 278 завершил показ с ненавязчивой грацией, нарушив норму высокой моды, согласно которой la mariée (невеста) представляется последней. Хотя Le Smoking, возможно, является самым узнаваемым наследием Сен-Лорана, выбор его самого любимого творения более сложен. Когда по подиуму маршировали сафари-куртки, губные мотивы, украшенные capa, платья в стилеMondrian, золотые жакеты, прозрачные шифоновые блузки, вышитые крестьянские смокинги, юбки мини с леопардовым принтом и цветочные дизайны, это подчеркивало, что он каждый год выдвигает больше идей, чем многие дизайнеры за всю карьеру.
Яркая фигура, даже в более поздние годы, присутствие Сен-Лорана было столь же значительным, как и всегда. Когда его показ высокой моды состоялся в январе 2000 года, вскоре после того как стало известно, что Том Форд займет место креативного директора бренда после Альбера Эльбаза — шаг, который сильно расстроил Сен-Лорана и его CEO, Пьера Берже — он выразил добрые пожелания Форду, завершив показ, называя песню ‘I Will Survive’.
В то время как индустрия моды сталкивается с беспрецедентными вызовами преемственности, обсуждения о лидерстве в крупных модных домах лишь подчеркивают непревзойденный талант Сен-Лорана. Хотя многие утверждают, будто они ‘следующий Ив’, никто не сравнится с его креативной мощью. Текущая обстановка накладывает колоссальное давление на дизайнеров, чтобы они сочетали искусство с коммерческими требованиями. Берже заявил в 2012 году о возникающих в модной среде трудностях: ‘Ив ушел в отставку в нужное время и умер в нужное время’, объясняя, что внимание к продажам часто затмевает талант — реальность, которую Сен-Лоран бы возненавидел.
Берже, который был партнером Сен-Лорана как в бизнесе, так и в жизни на протяжении многих десятилетий, подчеркнул критическую истину в мире роскошной моды: чрезмерное внимание к продажам может иметь неприятные последствия. Сен-Лоран никогда не гнался за трендами; он полагался на своё уникальное видение. Как он сам famously stated: ‘Мода проходит, но стиль вечен.’ Эта мысль идеально охватывает его непреходящее наследие.