Как правило, пригородные дома 1950-х годов не считаются образцами британской архитектуры. Это делает признание нового жилья, разделяющего эту эстетику, поистине примечательным; он недавно был удостоен одной из самых высоких наград в этой области.
«Шесть колонн», дом с четырьмя спальнями, построенный из красноватого кирпича и расположенный недалеко от Кристал Пэлас на юге Лондона, был удостоен престижного титула «Дом года 2024» Королевским институтом британских архитекторов (Riba).
Дизайн великолепно отражает современную потребность. На фоне растущих финансовых трудностей жюри Riba оценило намеренно «неотшлифованный» вид этого жилища. Спроектированный Уиллом Бёрджесом, основателем 31/44 Architects, дом избегает традиционных отделок, демонстрируя открытые блоки, кирпичи и бетонные колонны.
На первом этаже нет даже штукатурки; функциональные сосновые стены остаются голыми. «Это очень просто и экономично», — отмечает Бёрджес, 51 год.
Этот дом является идеальным ответом на текущий жилищный кризис, органично вписываясь в не совсем правильный городской участок. «Я проходил мимо этого места во время ежедневных прогулок к станции», — вспоминает Бёрджес, ранее живший неподалеку.
Обнаружив симпатичный боковой сад, принадлежащий соседнему дому, он задумался о его потенциале как строительного участка. Когда он оставил записку для владельцев, они положительно ответили на предложение продать землю, если будет получено разрешение на строительство.
Приобретя первоначальный сад, Бёрджес удачно нашел квартиру с необычно обширным садом сзади. Он договорился о покупке участка в конце этого сада. Общая площадь составляет 4000 квадратных футов, в то время как дом занимает площадь 1450 квадратных футов и общей площадью 1770 квадратных футов.
Интересно, что несмотря на компактные комнаты, интерьер ощущается открытым и воздушным благодаря продуманным дизайнерским решениям, таким как внутренние окна, углубленные пространства, раздельные уровни, уникальные углы, глубокие открытые балки и умно интегрированное хранение, скрытое в сосновых стенах. Кухня расположена уникально между двумя задними садами, позволяя окнам располагаться с обеих сторон.
В удачном повороте событий спроектированная планировка отвечает на негативные последствия открытых планировок, которые стали популярны во время пандемии COVID-19. Ранее Бёрджес жил в доме с открытой планировкой из 1960-х годов. Он рассуждает: «Но к 2019 году, с ростом наших детей, мы осознали ценность наличия дома с отдельными комнатами. Мы хотели сохранить преимущества открытого плана, одновременно сохранив четкие зоны».
Планировка включает в себя открытую кухню-столовую, которая плавно переходит в гостиную, вместе с отдельной «взрослой» гостиной, отделенной выдвижной сосновой стеной. Эта стена закрыта зимой, но открыта летом, обеспечивая визуальную связь с углубленной террасой, к которой ведут широкие раздвижные двери. Этот дизайн сочетает лучшие черты дома идей Калифорнийского кейса летом с уютным, приглашенным ощущением скандинавского хюгге зимой.
Взрослая зона включает в себя дополнительную выдвижную стену, которая открывается в главную спальню на первом этаже. Эта планировка позволяет дому быть адаптируемым для Бёрджеса и его жены Сэм, администратором, если они решат использовать эти пространства как отдельную квартиру на первом этаже с возрастом. В настоящее время их дети, Макс, 15 лет, и Поппи, 13 лет, присвоили взрослую гостиную как свое собственное убежище. Бёрджес комментирует: «Приятно, что дети не часто уходят в свои комнаты; они могут наслаждаться уединением, оставаясь при этом рядом с семьей».
Детские спальни, расположенные на втором этаже, скромны по размеру, так как Бёрджес считает, что спальни должны служить прежде всего для сна. Тем не менее, эти компактные комнаты ведут в небольшую зону отдыха, где могут собираться подростки. Интересно, что Макс преобразовал свою спальню в находящуюся высоко на втором этаже, что ловко скрыто от улицы — доступно через крутые лестницы, которые нужно покорять, как скалодром. Этот скрытый уровень также имеет место для гостей во время ночевок.
Эта резиденция полна приятных сюрпризов. Бёрджес делится: «В детстве изучение старых домов в отпуске было захватывающим. Вы бы проходили через пространства, которые заставляли вас чувствовать себя как будто на приключении — комнаты соединялись без коридоров, всегда открывая что-то новое. Дом обладает подобным развивающимся дизайном».
С внешностью, излучающей атмосферу интриги — особенно с первым этажом без окон — дизайн остается сдержанным, а не эффектным. Бёрджес объясняет: «Нам нравится, когда наши проекты выглядят неприметно, но при этом воплощают в себе некую внутреннюю достоинство, которая говорит с окружающим сообществом».
Землистые красновато-коричневые кирпичи гармонично сочетаются с соседними домами, построенными в 1950-х годах, используя смесь резких австрийских кирпичей и изношенных британских образцов на верхнем уровне. Чтобы избежать скучного фасада, текстурированная стена с зигзагообразным узором, вдохновленная зданием 1950-х годов в Дании, добавляет визуальный интерес. Элегантная зеленая мраморная панель обрамляет входную дверь, отсылка к дизайну середины века. «Такой зеленый мрамор часто использовался в банках, символизируя стабильность и надежность», — добавляет он.
Входная прихожая оформлена плиткой из глины Кетли Брик, аналогично той, что есть в лондонском Барбикане. Бёрджес украсил пространство мебелью середины века, найденной на eBay, элементами ретро-стиля и ботаническими акцентами, органично смешивая ностальгические стили.
Бёрджес считает, что архитектура послевоенных 1950-х годов часто недооценена. «После Второй мировой войны у нас не было богатства, которым обладали североамериканские проекты, что объясняет простоту некоторых зданий и материалов».
Эта простота способствовала относительно скромному строительному бюджету в 490,000 фунтов стерлингов. Бёрджес отмечает, что воспроизвести этот проект сегодня было бы сложно из-за роста цен на материалы и рабочую силу. Строительство началось в 2019 году, а семья переехала в следующем году, но проект все еще продолжает разрабатываться. Этот аспект был отмечен Riba, которая подчеркнула гибкость дома; например, все Joinery просто сконструировано для легкого демонтажа.
«Мы постепенно его дорабатываем», — комментирует Бёрджес. «Когда архитекторы создают личные дома, это представляет собой их интерпретацию идеального здания, но это понятие совершенства ускользает. Принятие идеи постоянного улучшения лучше для нас с психологической точки зрения».
Он заключает: «Архитектура становится все более сложной, и мне больше нравится идея простых элементов, находящихся друг на друге. Я ценю тактильные ощущения от дерева и кирпича, наслаждаясь их грубыми текстурами и тем, как они гармонируют без притязательности».