Нежные цветочные узоры, пышные ботанические рисунки и смелые пейсли — культовые дизайны Liberty & Co занимают особое место в мире интерьерного декора.
Артур Ласенби Либерти, английский торговец, открыл свой флагманский магазин в 1875 году на Риджент-стрит в Лондоне. Этот универмаг выставлял роскошные импорты и ткани из Азии, с имитацией магазина в стиле тюдор, построенной в 1924 году после его смерти. Обслуживая эклектичный вкус эпохи позднего викторианства, он способствовал тому, что художник Мервин Леви назвал «смятением» 1890-х годов — временем, ознаменованным контрастами английского эстетизма и французской декадентности, наряду с неоклассическими наклонностями индустриальных баронов и пуристскими поисками таких дизайнеров, как Кристофер Дрессер и Чарльз Ренни Макинтош.
В честь своего 150-летнего юбилея Liberty представила коллекцию тканей и обоев для интерьеров под названием The House of Liberty на недавней выставке дизайна Déco Off в Париже.
Хотя предпочтения в дизайне, возможно, изменились, типичные покупатели Liberty по-прежнему ищут яркие цвета. Женевьева Беннет, руководитель отдела дизайна интерьеров Liberty, отметила: «Мы пытались создать нейтральные, сдержанные дизайны, но они не находят отклика у наших клиентов. Покупатели приходят к нам за нашими насыщенными цветами.»
С коллекцией The House of Liberty дизайнерская команда стремилась создать нечто поистине яркое и праздничное. Беннет отметила: «Liberty всегда был центром интерьеров, в то время как наш сегмент моды развился позднее; это позволило нам вернуться к нашим корням.»
Изначально бизнес сосредоточился на импортных товарах, но Беннет подчеркнула, как Артур Либерти быстро расширил внутреннее производство. «Он начал импортировать сырье, такое как нешершащаяся шерсть и шелк, для местного ткачества, окраски и печати, чтобы создать цвета, ранее не виданные на английском рынке. Исторические записи показывают, что шелка Liberty печатались Томасом Уордлом уже в 1878 году, тем же принтером, который сотрудничал с Уильямом Моррисом.»
Новая коллекция разделена на три главы, подчеркивающие ключевые этапы в истории дизайн-хауса. Первая, Arts Club (1860-1875), демонстрирует максимализм викторианских ботанических мотивов. Вторая глава, Town House (1875-1910), включает влияния эстетического движения и ар-нуво, заимствованные из архивов тканей Liberty 1880-х годов. Заключительная глава, Painters House (1960-1980), вдохновлена обширной книгой дизайнов Бернарда Невилла, в которой есть элементы архивного сада с гранатом.
Примечательно, что Невилл также был преподавателем у таких известных студентов, как Осси Кларк и Зандра Роудс; его яркое жилище в Челси вдохновило загородные пейзажи в фильме «С Витналом и я» (1987). Оценивая дизайны 1960-х годов, Беннет отметила: «Некоторые цветовые комбинации, которые мы использовали, могут быть сложными для современных чувств.»
Liberty сохраняет свою обширную архивную коллекцию из 60 000 предметов под строгой охраной в бомбоубежище эпохи Холодной войны, расположенном на бывшей военной базе в Оксфордшире. Архивисты работают над восстановлением исторических фрагментов и их воссозданием через современные интерпретации. «Архив — это бесценный ресурс,» — заявила Беннет. «Мы постоянно черпаем из него вдохновение, обогащая его нашим художественным видением.»
В последнее время наблюдается заметный сдвиг в клиентуре Liberty, что связано с сотрудничеством с такими брендами, как Farrow & Ball и Adidas Originals. Влиятельные личности, такие как дизайнер Мими Кемп и автор интерьеров Кейт Уотсон-Смит, помогают сохранять текстильные изделия Liberty на переднем плане дизайна.
Многие ностальгирующие клиенты обращаются к команде Беннет, надеясь восстановить свои детские дома, украшенные принтами Liberty, часто прикрепляя старые фотографии и спрашивая о конкретных тканях, использованных в декоре их семей. Беннет прокомментировала: «Люди стремятся вернуться в свои детские пространства. Один клиент еженедельно интересуется традиционной тканью Ianthe в коричневом цвете 1970-х годов, задаваясь вопросом, почему она больше не доступна.»
Беннет присоединилась к Liberty в 2019 году, а директор по дизайну Мэри-Энн Данкли прибыла незадолго до этого из Paul Smith. «Отдел интерьеров был несколько запущен и стал неактивным,» — пояснила Беннет. Сегодня он действует с энтузиазмом стартапа в рамках исторической компании.
Среди дизайнов Liberty, Faria Flowers, цветочный узор, нарисованный вручную и раскрашенный по мотивам, изученным на шоу цветов в Римском Челси и Хэмптонском дворе, продолжает оставаться бестселлером. Он был вновь запущен в прошлом году с новыми вариациями и был тепло принят. «Мы нашли оригинальные работы, заново их нарисовали и адаптировали цвета под современные вкусы,» — пояснила Беннет.
Хотя процессы производства и дизайна значительно изменились за последние 150 лет, приверженность Liberty инновациям по-прежнему определяет его наследие.
Хотя методом печати изначально было трафаретное нанесение узоров на текстиль, он стал переходить на современные цифровые и экранные печатные техники. Компания также использует поверхностную печать для своих обоев, сделанных в Англии, в то время как итальянские поставщики используют цифровые технологии. Беннет отметила: «Современный рынок тканей для интерьеров требует высоких стандартов производительности, что становится требованием развивающейся индустрии.»
Новая коллекция представляет собой Tana Reborn Eve, основу ткани, состоящую из сырого хлопка, 20% переработанных хлопковых фрагментов и 34% переработанного полиэстера.
«Liberty не руководствуется трендами. Мы стремимся сохранять вечность в наших дизайнах,» — подчеркнула Беннет. Береника Стачера, помощник архивиста, добавила: «Наш архив постоянно расширяется, обеспечивая, что будущие поколения смогут извлечь пользу из его глубины и богатства.»
Какой принт Liberty наиболее резонирует с вами? Мы приглашаем вас поделиться вашими дорогими воспоминаниями об этих уникальных дизайнах ниже.