«Эта местность когда-то была полностью сельскохозяйственной», — вспоминает Фред Хьюз, 78 лет, пенсионер-строитель, указывая на просторы, обсаженные деревьями улицы, ныне застроенные современными бетонными зданиями и просторными парковками. «Тогда было всего четыре района.»
Хьюз переехал в Милтон-Кинс 51 год назад, привлечённый к новому городу, который возникнет на ранее сельскохозяйственных землях, рядом с исторической деревней, известной с 13 века как Миддлтон-Кинс.
Сегодня Милтон-Кинс значительно изменился, население которого составляет приблизительно 300,000 человек. После многолетних усилий он также был официально признан городом. В то время как правительство ищет места для новых городов, возникает вопрос: можно ли создать успешную модель Милтон-Кинса в других местах? Какие аспекты этого первооткрывателя нового города заслуживают похвалы, а какие — нет?
Основы Милтон-Кинса были заложены при втором правительстве лейбористов под руководством Гарольда Уилсона в январе 1967 года. Был создан новый местный орган — Корпорация развития Милтон-Кинса, получившая право приобретать земли по сельскохозяйственным ставкам через государственные кредиты. Прибыль от преобразования этих земель в жилые зоны финансировала инфраструктуру города.
Дизайн Милтон-Кинса был тщательно спланирован. Архитекторы черпали вдохновение из сетки американского города, включив в проект 11 север-юг дорог и десять восток-запад улиц.
Но вместо того чтобы просто применить эту сетку, они адаптировали её к естественным рельефам английской сельской местности, как описывает архитектор Дэвид Лок, подстраивая её под природные черты и потоки земли.
В 1973 году, в год прибытия Хьюза, началось строительство Центрального Милтон-Кинса, которое заменило собой то, что когда-то было полем для бобов. Этот район, охватывающий 850 акров, теперь включает в себя два крупных торговых центра, театры, художественные галереи и даже крытый лыжный склон. Хьюзу предоставили дом с тремя спальнями и садом — редкость для других частей страны. «Сюда стекались люди за рабочими местами», — вспоминает он. «Но удобств было недостаточно; автобус ходил только раз в два часа.»
Сегодня Хьюз замечает, что автобусные маршруты, теперь электрические, стали ходить чаще. В следующем году город планирует запустить беспилотные автобусы, которые были протестированы в этом месяце и будут введены в эксплуатацию, если они окажутся успешными.
На протяжении последних шести лет по улицам Милтон-Кинса передвигаются роботы-доставщики, транспортируя посылки и продукты к жителям. Сетчатая планировка позволяет им эффективно перемещаться без риска столкновения. Дополнительно существует вспомогательная сеть, известная как «красные дороги», которая состоит из пешеходных маршрутов с подземными переходами, соединяющими различные части города и его парки.
«Это действительно хорошо продумано. Вы можете передвигаться по городу, не рискуя пересекать улицу,» — комментирует Крис Грегг, 50 лет, ведущий радиопрограммы и управляющий директор Horizon Radio, расположенной в торговом центре Милтон-Кинса.
«Здесь очень безопасно гулять с детьми, поскольку они не сталкиваются с движением, а автомобили могут свободно двигаться по территории, не беспокоясь о пешеходах или велосипедистах.»
Жилищные разработки расположены в «квадратах сетки», образованных пересечениями дорог, соединёнными многочисленными круговыми перекрестками, которые стали знаковыми особенностями города, наряду с печально известной скульптурой Бетонных коров и обширно остеклённой центральной железнодорожной станцией, которая, к слову, послужила второстепенной локацией для штаб-квартиры ООН в фильме 1987 года «Супермен IV».
Грегг выражает недовольство по поводу репутации города в СМИ. «Таблоидные заголовки изображали Милтон-Кинс настолько скучным, что даже коровы из бетона. Это было всего лишь произведение искусства, не имеющее целью быть прорывным. Тем не менее, это восприятие сохранилось, аналогично тому, что говорят о таких местах как Слау или Бракнелл.»
Подобно Слау, стоимость имущества в Милтон-Кинсе steadily растёт. Как сообщается Офисом национальной статистики, средняя цена на жильё в этом районе достигла 322,000 фунтов стерлингов в сентябре, что отражает увеличение на 4.4 процента по сравнению с предыдущим годом, превышающим 1.8 процента роста, зафиксированного в более широком Юго-восточном регионе. Тем не менее, жильё здесь остаётся более доступным, по сравнению со средней ценой в Юго-восточном регионе в 383,000 фунтов и ценой в Лондоне в 526,000 фунтов, всего в получасе езды на поезде.
Доктор Александр Морган, 78 лет, пенсионер-хирург-онколог из Уотфорда, продал свой дом с тремя спальнями в Ислингтоне, Северный Лондон, за почти 500,000 фунтов и использовал выручку, чтобы купить доме с четырьмя спальнями в Милтон-Кинсе. «И у меня всё еще осталось немного денег», — добавляет доктор Морган. «Лондон становился слишком сумасшедшим для меня.» Его сын Брус, 37 лет, впервые посещает Милтон-Кинс, также рассматривая возможность переезда в этот район.
«Мне здесь нравится», — замечает доктор Морган. «Здесь спокойно. Хотя вам нужно ездить по Милтон-Кинсу, это мне вполне подходит, так как я люблю водить.»
Одним из недостатков города является его проектирование преимущественно для автомобилей. Архитектурный критик Оуэн Хэзерли описал его как «воплощение зависимости от ископаемого топлива». В Соединённых Штатах, где расположены оригинальные сетчатые города, послужившие вдохновением для Милтон-Кинса, продолжается обсуждение о том, как преобразовать городские территории в удобные для пешеходов пространства, аналогичные тем, что имеются в Европе.
Сэр Майкл Лайонс, возглавляющий Комиссию новых городов, созданную правительством в июле для исследования потенциальных мест для новых городов, признал эту проблему во время своего визита в Милтон-Кинс в сентябре.
Лайонс отметил, что город «строился в тот момент, когда наше внимание было сосредоточено на автомобильных поездках». Он подчеркнул, что лишь недавно стало очевидным значение общественного транспорта. Он добавил: «Когда мы планируем будущее с нулевым уровнем углерода, можно извлечь уроки из того, что в этом городе было сделано неправильно.»
Хьюз, пенсионер-строитель, подчеркивает, что независимо от своих недостатков, эксперимент с Милтон-Кинсом пережил испытание временем. «Нам нужно было создать новый город, и мы это сделали,» — говорит он, улыбаясь. «Милтон-Кинс чувствует себя прекрасно.»