Эволюция электромобилей (ЭМ) началась с появления модели EV1, представленными компанией General Motors во время премьеры фильма Сильвестра Сталлоне Свет в 1996 году. Эта ранняя модель была снята с производства всего через три года из-за ограниченного спроса, в результате чего большинство из 1,200 произведенных в Мичигане единиц было уничтожено.
В резком контрасте с этим, нынешняя картина представляет собой около 1.2 миллиона электромобилей на дорогах Великобритании. Этот значительный рост стал возможен благодаря увеличению с всего 98,000 в 2019 году, что означает, что сейчас около одного из 32 автомобилей является электрическим. Примечательно, что 60% из этих транспортных средств принадлежат компаниям для аренды сотрудниками, тогда как остальные принадлежат частным владельцам.
Исследование, проведенное для The Times, подчеркивает, что, несмотря на общий рост, принятие ЭМ остается в основном среди более обеспеченных слоев населения, при этом анализ 480,000 частных электромобилей выявил значительные социо-экономические различия в собственности.
Согласно данным Savills, большинство владельцев электромобилей живут в домах с высокой стоимостью, часто обладая собственными подъездами или находясь в районах с развитыми общественными зарядными станциями. В основном, эти владельцы сосредоточены в Лондоне и юго-востоке, лишь две из двадцати ведущих регионов по собственности электромобилей находятся в других местах.
Вестминстер лидирует по концентрации электромобилей, с средней ценой недвижимости в £1.7 миллиона; здесь 6% зарегистрированных автомобилей являются электрическими. За ним следуют Камден (£1.2 миллиона средней цены) и Кенсингтон и Челси (£2.1 миллиона), где каждое 18-е транспортное средство — электрическое.
В то же время, некоторые регионы демонстрируют самые низкие ставки владения электромобилями. Например, в графстве Ферманаг и Омаг, Северная Ирландия, средняя стоимость недвижимости составляет £183,439, что приводит к тому, что всего 0.25% всех автомобилей являются электрическими. Также в Сэндвелле, Западный Мидленд (средняя цена недвижимости £208,613) и Халле, Восточный Йоркшир (средняя цена £139,427), электромобили составляют всего 0.49% и 0.51% соответственно.
В крупных городах за пределами Лондона владение электромобилями остается менее распространенным. Например, в Глазго (средняя цена жилья: £207,371) электромобили составляют 1 из 95, в Бирмингеме (£264,052) — 1 из 127, а в Манчестере (£271,577) — 1 из 123. Эти данные не учитывают гибриды.
Люсиан Кук, возглавляющий исследования жилого сектора в Savills, отмечает, что в настоящее время владение электромобилем является серьезным индикатором desirability недвижимости, подразумевая, что дома с более высокой стоимостью связаны с владением электромобилями.
Эта тенденция создает сложности для правительства, стремящегося прекратить продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году. Предыдущая администрация ставила цель, чтобы электромобили составляли 22% от продаж автомобилей в этом году, хотя на данный момент этот показатель остается около 17%. Предстоящие цели предполагают более высокие показатели, включая 28% в следующем году и 80% к 2030 году.
Вызовы: Местоположение и стоимость общественных зарядных станций
Несогласованное размещение и высокие затраты на общественные зарядные станции являются основными препятствиями для потенциальных владельцев электромобилей, особенно для тех, кто не имеет собственных подъездов.
Несмотря на значительное увеличение числа зарядных станций, недавние отчеты показывают, что доступно 68,273 зарядных устройств на 35,230 мест по состоянию на конец августа, что на 41% больше, чем в прошлом году. Тем не менее, существует скептицизм относительно достижения целевой отметки правительства в 300,000 зарядных станций к 2030 году.
Эти зарядные устройства различаются по скорости: существуют медленные, быстрые, курьерные и ультра-быстрые опции. Большинство доступных зарядных устройств медленные (39,822), в то время как ультра-быстрая группа является наименее распространенной (5,957). Разница во времени зарядки значительна: медленные зарядные устройства могут требовать несколько часов для достижения 80% заряда, в отличие от ультра-быстрых зарядных устройств, которые справляются с этой задачей примерно за 30 минут. Различные поставщики включают BP Pulse, Instavolt и других.
Однако распределение общественных зарядных станций неравномерно. Большой Лондон и юго-восток составляют 44% от общего числа зарядных станций в Великобритании, несмотря на то, что здесь только 14% всех зарегистрированных электромобилей. Исследования показывают, что в Лондоне в среднем 210 общественных зарядных станций на 100,000 жителей, что значительно выше, чем средний национальный показатель в 80. Северная Ирландия, для сравнения, имеет всего 24 общественных зарядных устройства на 100,000.
Исследование Jolt о распределении зарядных станций демонстрирует, что Вестминстер располагает 2,697 зарядными пунктами, что значительно превышает такие города, как Манчестер (427), Ливерпуль (582) и Эдинбург (523).
Данные также показывают, что более 2,000 зарядных станций в Вестминстере являются медленными и находятся на уличных фонарях, что поддерживает ночную зарядку в этом благосостоянии. Тем временем, Большой Манчестер в основном предлагает быстрые и курьерные зарядные устройства без каких-либо опций с фонарями.
Использование общественных зарядных устройств также может быть финансово затруднительным. С учетом средней стоимости быстрого заряда в 80 пенсов за кВтч, годовые расходы могут достигать £1,587 при типичном использовании, тогда как быстрое зарядное устройство может стоить £1,111. Эти затраты превышают годовые расходы на топливо бензинового автомобиля, которые составляют примерно £919 при средней цене бензина £1.42 за литр. В то же время домашняя зарядка, как правило, стоит 7 пенсов за кВтч в часы низкого потребления, что может составить всего £139 в год.
Более того, недавнее расследование показало, что стоимость общественной зарядки возросла на 5% за последний год, что делает их еще менее привлекательными.
Один из жителей Барнета, Алтан Акбийик, наслаждается преимуществами 450 общественных зарядных устройств, доступных в его районе, что вдвое больше, чем в Ньюкасле. Несмотря на то, что он живет в террасном доме без частных зарядных мест, он и его жена пользуются Tesla Model Y и VW e-Golf. «Инфраструктура зарядки улучшается с каждым годом,» — отметил Акбийик.
Он также добавил, что поменял более дорогую зарядную станцию на уличном фонаре на более экономичную станцию Jolt, снизив свою среднюю стоимость зарядки до 15 пенсов за кВтч.
Владение подъездом и альтернативы
Жизнь в районах с недостаточными общественными зарядными станциями делает наличие подъезда жизненно важным для экономичного владения электромобилем. Данные Auto Express показывают, что более трети домов в Великобритании не имеют подъездов, что возрастает до почти двух третей в городских местностях. Согласно данным Jolt, 84% электромобилей, продаваемых в Великобритании, попадают в домохозяйства с подъездами.
Алистер Кэмпбелл среди тех, кто имеет подъезд, проживает недалеко от Грантема в Линкольншире. Хотя его местные власти предлагают всего 105 общественных зарядных пунктов, он редко нуждается в них, так как его Tesla Model 3, с дальностью 300 миль, позволяет ему заряжать автомобиль дома с минимальным неудобством.
«В поездке из Линкольншира в Йовил мне нужно было зарядиться только один раз, в Глостере, и это обошлось мне всего в £25. Я заряжаю дома за всего £7 за ночь,» — пояснил он.
Он также добавил, что в его деревне большинство домов имеют подъезды, и среди местного сообщества насчитывается не менее восьми владельцев электромобилей.
Исследование, проведенное ChargeGuru, показывает, что только 30% управляющих компаний и владельцев недвижимости в Британии установили зарядные станции в многоквартирных домах.
С июня 2022 года новые дома с парковкой должны включать как минимум одну зарядную станцию для электромобилей, хотя здания без частной парковки остаются свободными от этого требования. Если более старые дома с десятью или более парковочными местами подвергаются реконструкции, они также должны включить одну зарядную станцию на каждое жилище.
Для домовладельцев без подъезда существуют варианты установки зарядной станции, но они могут быть сложными.
Проведение электрических проводов через тротуар от дома запрещено согласно Закону о шоссе 1980 года из-за потенциальных опасностей. Нарушители могут столкнуться с штрафами и ответственностью за любые происшествия, вызванные этим.
Альтернативы, такие как создание канавки на тротуаре, могут быть осуществимы, но это требует одобрения в соответствии с Законом о новых дорогах и уличных работах 1991 года, при этом ориентировочная стоимость составляет около £1,000.
Менее стандартными решениями, такими как покупка пластикового защитного кабеля, который не требует разрешения, можно найти по цене от £49.99. Более сложные конструкции, такие как ChargeArm — голландская разработка, стоимость которой превышает £2,000 — также являются вариантами для некоторых.
Правительство Великобритании предоставляет финансовую помощь через свою программу грантов на зарядные станции для электромобилей, предлагая £350 на установку решения для зарядки через тротуар для тех, кто живет в многоквартирных домах или арендует жилье, нуждаясь в парковке на улице. Однако предыдущие гранты для домов с подъездами завершились в 2022 году.
Финансовые барьеры к владению электромобилем
В среднем, электромобили стоят почти на треть больше, чем традиционные бензиновые и дизельные модели, что усложняет оценку их перепродажи. Эта высокая стоимость способствует относительно низкому количеству электромобилей в менее богатых районах, таких как Ковентри, который, несмотря на наличие 2,084 общественных зарядных устройств, имеет только 1,092 зарегистрированных ЭМ.
На 2023 год модель Tesla Model Y закрепила за собой статус самого продаваемого электромобиля в Великобритании, ценовой диапазон составляет от £45,000 до £60,000. Средняя стоимость новых электромобилей оценивается в £46,000, в резком контрасте с £19,000 до £32,000 для новых бензиновых автомобилей.
Самым доступным электромобилем в данный момент является Dacia Spring, цена которого составляет £14,995, на втором месте располагается Citroen e-C3 с ценой в £21,990, согласно данным Auto Express.
Многие предпочитают приобретать электромобили через схемы жертвования зарплаты от работодателя, позволяющие делать вычеты до налогообложения из заработной платы. Аналитики ожидают, что появление новых моделей доступных электромобилей от производителей с Дальнего Востока может снизить общие затраты на ЭМ. Например, компания Stellantis, владелец Vauxhall, планирует запустить конкурентоспособный электромобиль в Великобритании по цене менее £16,000.
Savills указывает на то, что растущая конкуренция является обнадеживающей, с 39 различными брендами, представленных на рынке, что является историческим максимумом.