На недавней конференции Лейбористской партии Рэйчел Ривз представила свою амбициозную концепцию для Великобритании, заявив о намерении реализовать масштабные жилищные инициативы, которые включают в себя «лопаты в земле, краны в небе, звуки и зрелища будущего, наступающего на наши улицы».
План канцлера по преобразованию Британии в центр строительства, выраженный в мантре «строить, строить, строить», основывается на предложенных реформах планировочной системы, которые могут стать наиболее значительными изменениями в жилищном строительстве за почти восемь десятилетий.
Для достижения цели в 1,5 миллиона домов к 2029 году план включает в себя увеличение жилищных целей, либерализацию планировочных норм и разрешение строительства на менее привлекательных участках зеленых поясов. Эта инициатива резко контрастирует с предыдущей целью правительства по строительству одного миллиона новых домов, которая была достигнута лишь с небольшим превышением — построено 1 002 270 домов за период с 2018 по 2023 годы.
Однако, сможет ли Лейбористская партия реально построить 1,5 миллиона домов в течение следующих пяти лет? Эксперты и некоторые представители правительства в частном порядке выражают скептицизм по поводу осуществимости этой цели, отмечая, что, несмотря на все трудности, она задает важную планку для начала строительных проектов.
Проблемы в жилищном строительстве
Чтобы подчеркнуть масштабы этой задачи, потребуется увеличение разрешений на строительство на 55 процентов, чтобы достичь ежегодной цели в 370 000 новых домов. Отчет, опубликованный на этой неделе Федерацией домостроителей (HBF), подчеркивает, что в прошлом году разрешение на строительство было выдано чуть более чем на 230 000 домов, что является самым низким уровнем одобрения за десятилетие.
Согласно отчету Жилищного форума под названием «Дорожная карта к 1,5 миллиона новых домов», для достижения цели Лейбористской партии необходимо построить 450 000 домов в период 2028-2029 годов. Доклад выделяет несколько препятствий на пути к успеху, включая нестабильное финансовое состояние местных советов, отсутствие локальных планов, растущие затраты на строительство и нехватку квалифицированных рабочих.
Часто упоминаемой помехой является проблема спекуляции земельными участками. Однако недавний обзор, проведенный антимонопольным регулятором, уточнил, что удержание земель за разработчиками является отражением дисфункциональной планировочной системы, а не нежеланием строить.
Влияние ипотечных ставок
Хотя предложенные реформы Лейбористской партии — такие как упрощенная система планирования с предположением о дополнительной поддержке строительства — стремятся ускорить процесс возведения, реальность такова, что высокие ипотечные ставки ухудшили спрос со стороны покупателей. Многие потенциальные покупатели квартир не могут позволить себе новостройки, которые, как правило, имеют более высокие цены по сравнению с другими вариантами жилья.
HBF выступила за внедрение новой схемы доступного жилья для покупателей первого жилья, чтобы заменить существующую инициативу «Помощь при покупке» в рамках осеннего бюджета, запланированного на 30 октября. Исторические данные от компании в сфере недвижимости CBRE показывают, что схема займа под залог для покупателей первого жилья способствовала строительству 20% жилья за десять лет своего существования, несмотря на то что комитет лордов отметил, что она способствовала росту цен на жилье.
Нил Джефферсон, генеральный директор HBF, заявил: «Отсутствие доступного ипотечного кредита требует дополнительной помощи для покупателей. Увеличение спроса на новые дома внушает уверенность, необходимую для того, чтобы отрасль инвестировала как в частное, так и в доступное жилье».
Преодоление жилищного вызова
После получения разрешений на строительство фактическое возведение новых домов может занять несколько лет. Данные от консалтинговой компании Lichfields показывают, что крупные застройки (1000 единиц и более) обычно требуют пять лет только для получения детального разрешения на строительство, помимо средней продолжительности в 1,3–1,6 года до начала строительства. В то время как меньшие застройки (99 единиц и менее) ожидаются уже в ходе пятилетнего срока Лейбористской партии, с первым объектом, построенным в среднем за 3,8 года.
Несмотря на эффективность малых застройщиков, региональные компании и малые предприятия испытывают конкурентное давление из-за дефицита земель, в то время как крупные фирмы расширяют свои портфели за счет больших площадок. Последние данные показывают, что количество новых домов, одобренных на участках менее 100 единиц, сократилось до 38 000 в 2023 году, что представляет собой значительное снижение по сравнению с показателями 2017 года, что указывает на ситуацию, когда «слишком много яиц в слишком немногих корзинах».
Преодоление дефицита квалифицированной рабочей силы
Строительный сектор столкнулся с серьезной нехваткой квалифицированных кадров, что усугубляет закрытие 4 373 строительных компаний в Великобритании в течение года, предшествующего июлю, что представляет собой 4%-ный рост по сравнению с предыдущим годом, согласно данным госучреждения по делам несостоятельности. Строгие визовые ограничения затруднили возвращение европейских строителей в Великобританию, в то время как значительное количество британских строителей в возрасте от 45 до 59 лет либо вышли на пенсию раньше времени, либо сменили профессию.
Кристиан Листер, директор по операциям компании X-Press Legal Services, подчеркивает, что решения могут включать в себя стимулирование более старших работников отложить выход на пенсию, улучшение схем обучения для сокращения числа выбытия и упрощение получения виз для привлечения иностранных талантов в struggling малые предприятия.
Необходим более широкий культурный сдвиг в политике, так как обещание премьер-министра обратиться к депутатам Лейбористской партии, выступающим против местных строительных инициатив, сталкивается с трудностями, учитывая, что половина членов его кабинета ранее высказывала возражения против застройки.
В заключение, несмотря на амбициозные реформы Лейбористской партии и цель построить 1,5 миллиона домов, это отражает значительный шаг вперед, но срок реализации может затянуться более чем на пять лет из-за имеющихся сложностей.