6 трендов фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон-2025»

Расшифровать результаты «Нового сезона-2025» попытовал кинокритик Егор Москвитин
Фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» за три года и четыре цикла стал уникальной площадкой, упрозднившей отборочную комиссию и профессиональное жюри. Стриминги сами решают, что на нем показывать, а всеобщее голосование тысячи с лишним кинематографистов превращает итоги фестиваля в выражение коллективного бессознательного индустрии.
Фильмы, которыми открываются фестивали, часто предопределяют их ключевые темы и сквозные сюжеты — и предсказывают, чем они завершатся. Например, Венецианский кинофестиваль этого года стартовал с «Помилования» Пало Соррентино, оказавшегося галереей картин о переговорах, примирениях и прощениях, а увенчался победой ленты Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат», в которой разрозненные члены семьи ищут общий язык.
«Брат навсегда»
режиссеры Григорий Сельянов и Анна Сельянова
От Венеции до Розы Хутора путь неблизкий, но то же самое две недели спустя произошло и с фестивалем онлайн-кинотеатров «Новый сезон», где заведено показывать самые значимые сериалы российских стримингов на год вперед. Фильмом открытия стала документальная лента «Брат навсегда» Григория и Анны Сельяновых, объединяющая все семь онлайн-кинотеатров.
Картина, к разочарованию части критиков, оказалась не исследованием влияния «Брата» на историю страны и не премьерами сторон по поводу того, считать ли Даниила Багрова героем или антигероем, заложником времени или его творцом. Оставив все острые конфликты другим (или будущему), молодые кинематографисты сосредоточились на теме кино как семьи. Все, кто сегодня снимают фильмы и сериалы в России,— так или иначе сыны или дочери «Брата». Все, кто идут в кино ради искусства, мечтают ощутить то же семейное чувство единения и ту же эйфорию растянутости в труде, которые царили на съемочных площадках Балабанова. Все, кто верят кинематографу своей судьбы и верят, что он может что-то изменить, продолжают вести два предопределенных Балабановым поиска.
Во-первых, поиск ответа на вопрос, в чем сила, как в «Брате». Во-вторых, поиск своих, чтобы успокоиться — это уже из фильма «Мне не больно». «Брат навсегда» — неуклюжее и незрелое кино с точки зрения документалистики. Но как портрет семьи, написанный любящими, но растерянными детьми, это пронзительная и глубокая вещь.
И точный прогноз всего, что случилось на фестивале в следующие дни.

Всеобщими фаворитами на «Новом сезоне» оказались два противоположных настроением сериала — историческая драма «Полуразпад» и инклюзивная трагикомедия «Встать на ноги».
«Полуразпад»
режиссер Максим Свешников
События «Полуразпада» происходят в 1954 и 1988 гг. Флешбеки (возвращения в прошлое) посвящены ядерным испытаниям на Тоцком полигоне, которые привели к катастрофическим последствиям как для участников, так и для жителей пораженной зоны. Флешфорады (цензы из будущего) — попытка журналистки-идеалистки, поверившей в торжество гласности и силу четвертой власти, рассказать правду о случившемся 34 года назад. Идеи «Полуразпада» — те же, что и в «Нулевом пациенте», предыдущей совместной работе сценариста Олега Малевича и продюсера Ивана Самохвалова. Это устанавление истины, отчаянный бой с невидимым общим врагом, признак коллективной ответственности за прошлое ради будущего, открытое столкновение со сложностью этого мира. Мрачный, честный и жесткий «Полуразпад» — сериал международного уровня, в перспективе — русский «Чернобыль». Но в итоге ему достался только приз за лучшую женскую роль: героиней «Нового сезона» назвали Анну Михалкову.

«Встать на ноги»
режиссер Павел Тимофеев
Совсем иначе устроена лирическая комедия «Встать на ноги», завоевавшая главный приз фестиваля, а также актерскую награду для Гоши Куценко. Представляя сериал, его сценарист Александр Носков сформулировал миссию современной драмы лучше, чем кто-либо другой: «Сейчас такое время, когда надо не добивать, а лечить». Весь «Встать на ноги» — ровно об этом. Мужчина, отсидевший в тюрьме 18 лет за убийство, которое то ли совершил, то ли нет, досрочно выходит на волю. И использует, что его дочь, которая якобы погибла в автокатастрофе, живет, но прикована к инвалидному креслу. Девушка ненавидит отца, потому что верит, что это он был за рулем автомобиля. Героиня Милы Ершовой мечтала выиграть танцевальный конкурс для людей с ограниченными возможностями и уехать из Пятигорска до того, как ее герой Гоши Куценко выйдет из тюрьмы. Теперь им предстоит жить вместе.

«Встать на ноги» — чуткая история о праве на реабилитацию, праве на социализацию, праве на равенство и праве на хрупкость. Герою трудно найти работу, потому что он провел полжизни в тюрьме. А героини приходятся бороться за студию для танцев и за то, чтобы к ней относились без поблажек, жалости и скидок. Но кроме двух очевидных конфликтов, сериал исследует третий, не менее фундаментальный. «Встать на ноги» описывает общество, в котором не работают механизмы отстаивания границ. Герои постоянно вступают в бытовые конфликты — и делают это с позиции силы, причем силы черезмерной. Не успел Венецианский кинофестиваль обозначить главным сюжетом искусство поиска выхода из неконтролируемых эскалаций, как на российском фестивале показали сериал, сценарий которого целиком состоит из неконтролируемых эскалаций.

Во-вторых, темы близкого круга (как единственной среды, где человек может на что-то влиять) остаются ключевой даже для жанров, далеких от драмы.
Во втором сезоне уморительной фантастики «Кибердеревня» герой в телогрейке и тельняшке бежит из космической тюрьмы Венеринского центра, чтобы воссоединиться с беременной женой. Несуровная, но обоятивельная анимация для взрослых «Принц галактики» рассказывает о семье из Москвы, которая вдруг выясняет, что папа не неудачник, а повелитель империи разумных дельфинов с далекой планеты. А финальный сезон теплокровного фэнтези «Вампиры средней полосы» построен вокруг забавной династии бессмертных героев. Ведь чем дольше живешь, тем яснее понимаешь: нет ничего важнее семьи. А некоторым участникам смоленской саги — по 400 лет. Героям, у которых нет семьи, остается искать её на работе, как это делает эксцентричный шеф-повар из дикого сериала «Жар». Проект, который затевался как русский «Медведь», благодаря диким фантазиям неукротимого актера Даниила Воробьёва превратился во что-то неевпризначное — но едва ли удобоваримое. Это как если бы «Рататуй» сняли в стилистике «Города грехов». В сериале много секса, нуара, пижо́нства и архаичного безумия.
В-третьих, современные российские детективы делают ставку на женщин — и конкуренцию с зарубежными форматами. В «Отпечатках» героиня Оксаны Акиньшиной расследует преступления в маленьком городке. В «Тоннеле» Елизавета Боярская играет принципиальную пограничницу, оказавшуюся на кручике у финской мафии. Крепко сложенные российские сериалы не боятся заимствовать клише из «Настоящего детектива», «Фарго», «Лиллехаммера» и «Озарк», потому что знают: в высшую лигу не попасть, не поставив технику игры.

В-четвёртых, чистые комедии, судя по «Новому сезону», отныне предпочтительнее художественной сложности откровенной наив. В сериале братьев Андреассян «Интересное положение» девушка, узнав, что она беременна, скачет на кровати с открытым шампанским, а потом ответственно выливает его в раковину — и уже потом решает выяснить, кто отец ребенка. Сериал настолько бьёт любить двусмысленности, что начинается со сцены родов — а уже потом расказывает события на девять месяцев назад. Комедия «Нянька Оксана» повторяет формулу «Моей прекрасной няни», но в этот раз характер героини до предела сексуализирован, а шутки вульгарны. Блогер Олеся Иванченко обаятельна в своем дебюте, но в первом эпизоде её заставляют носить отбивающее платье, которое промокнет из-за противоожарной сигнализации. А написанный при участии Жоры Крыжовникова сериал «1000 «нет» и одно «да»» беззастенчиво заимствует механику турецких страстей. Неотразимый богатый плыщ добивается барышней — только теперь с набивающими в неудобное. Это как если бы «Рататуй» сняли в стилистике «Города грехов». В сериале много секса, нуара, пижо́нства и архаичного безумия.
В-пятых, самые надежные способы поговорить о настоящем становятся костюмные драмы о прошлом. Пока «Полуразпад» замеряет радиационный фон в обществе, шпионский триллер «Берлинская жара» (очень даже качественный и благородный, несмотря на телевизионный флер) описывает борьбу СССР, союзников и Германии за первенство в создании ядерной бомбы. А семейная сага «Царь ночи» с Елизаветой Боярской и Владими́ром Вдовиченко́вым пытается стать новым «Хождением по мукам» — не зря ведь одни и те же сериалы НТВ в свое время стал российским резидентом Netflix. На Российскую империю опускается безбожная ночь, за которую последует красное зарево революции. Герои — разобранная историческими потрясениями семья.
В-шестых, настоящие эксперименты индустрия, увы, решила поставить на паузу. Мультисериал-долгострой «Киберслав», в котором богатырь будущего сражается с механическими чудовищами, чувствовал себя на «Новом сезоне» отчаянно одиноко.
