A.D.E.D. представило новый проект: «Тревожность заедается потреблением»
A.D.E.D. провело первый творческий вечер и выпустило итоговый ироничный «видеоотчет» — оммаж французскому движению ситуационистов, в котором участники арт-объединения иронизируют над «обществом спектакля»
Известность арт-объединения A.D.E.D. выходит далеко за пределы субкультуры стрит-арта. Оценивая эффективность феномена Бададера — Майнхоф (когнитивное искажение, суть которого в следующем: человек узнает новую информацию, а когда она встречается ему снова, он считает, что это везде распространенное явление), A.D.E.D. построило на нем стратегию продвижения. Так, увидев однажды квадратные стикеры с надписью «Spacer Namer Juice Cozek Captek», вы начнете их замечать повсюду — граффитчики оставили сотни тысяч таких знаков «для своих» в самых разных уголках мира. Однако популярность у самой широкой аудитории A.D.E.D. принесла их проекты и коллаборации — от партнерств с Nike и Вирджилом Абло до сотрудничества с РБК, «Сбером» и музеем современного искусства «Гараж».
Тем не менее регулярный выпуск проектов и дропов несет за собой и риски. «Мы прежде всего творческое объединение. И поэтому когда почувствовали, что внимание к нам как к проекту снижается, а к выпускаемым нами продуктам, наоборот, растет, то сразу приняли решение действовать», — говорит креативный директор арт-объединения Михаил Рудаев, известный также как Cozek. По его словам, на размышления их изначально натолкнул ажиотаж вокруг мерча. «Последний дроп мы представляли год назад — и в очередной раз столкнулись с недостачей товара. Из-за одномоментных совершаемых покупок число заказов на сайте было выше реального числа вещей в пять раз», — говорит Михаил. «Конечно, мы сразу же возвращали деньги. A.D.E.D. не коммерческий бренд, получение прибыли — не основная наша цель, мы точно не станем производить тираж вещи, чтобы удовлетворить спрос». Однако, по его словам, не все потенциальные покупатели поняли такую политику: «Конечно, большинство отреагировали спокойно на невозможность приобрести вещь. Но были и резко негативные реакции, в экстремальных формах люди требовали товар в что бы то ни стало.
Такая явная жажда потребления заставила участников арт-объединения задуматься о новых форматах коммуникации. Долгие годы A.D.E.D. придерживается принципа дефицита во всех его проявлениях: «информационного, продуктового, любого». Редкие интервью, нечастые релизы и полное отсутствие встреч с поклонниками — часть осознанной стратегии. Однако в этом году художники решили провести первый в их истории творческий вечер. Количество мест было строго ограничено. Чтобы сохранить беспрецедентный подход, судью пригласилирандомайзер. «Подписчики регистрировались, а потом им приходил имейл с приглашением — или нет», — говорит Михаил Рудаев. Так, на встречу не попали многие из желающих, и специально для них команда решила выпустить ироничный «видеоотчет».
«Гиперболизируя идеи ситуационизма — французского художественного движения середины прошлого века — мы иронизируем над тем, насколько явно сегодня выражен культ продукта», — говорит Михаил. По его словам, описанное Ги Дебором «общество спектакля» обрелось сегодня колоссальный масштаб, проникнув во все сферы жизни. «Ролик пронизан ироничными сантехниками: «проповедь» использует символику ритуала, но не вокруг сакральных объектов, а вокруг продукта».
Посмотрев на жажду обладания как на культ, можно заметить, что в широком смысле продукт занимает место духовности, считают в A.D.E.D. «Сегодня перепроизводство повсеместно: не только фабрики выпускают ежесуточно тысячи вещей, но и люди создают каждый день сотни тысяч единиц контента, чтобы стилизовать потребление, — говорит Михаил. — Однако мы верим, что ограничения могут быть полезны: «Чтобы расти, нужно отрезать». Но так появляется ловушка, в которую несложно попасть: «В мире потребления под отказом от потребления маскируется необходимость купить товар, который будет показывать обществу, что вы отказались от поклонения продукту».
Подобная имитация критического мышления повсеместна, ведь именно «переупотребление» пытаются заесть повсеместную тревожность. Своим роликом A.D.E.D. резко иронизирует над тем, что факт обладания часто становится знаком избранности или — говоря терминами ролика — «символом спасения»: «Мир толкает нас к переупотреблению и желанию играть роль в спектакле, но точно ли это то, чего мы хотим?»