Библия, Пелевин, Лао-цзы: что читают визионеры
Попросили героев проекта «РБК Визионеры» проткрыть двери своих домашних библиотек, чтобы узнать о книгах, которые научили их видеть больше, глубже и дальше
Весь май мы будем публиковать списки книг в серии материалов «Библиотека визионеров». В них мы собрали тексты, повлиявшие на людей, меняющих индустрию моды, гастрономии, путешествий, красоты, архитектуры, дизайна и сферы культуры. Это вторая часть, первая здесь, а впереди еще две.
Журналы The Face, Dutch и i-D
Когда я увидела их в 1990-е, мой мир перестал быть прежним. Кто бы мог подумать в 2000-х, что я сама сниму Малоглуху Белу. Это со мной случилось год назад.
«Seeing Is Forgetting the Name of the Thing One Sees», Lawrence Weschler
Книга о художнике Роберте Ирвине — одно из первых глубоких изданий об искусстве, которое я прочитала. Его рассуждения о том, как можно потерять предметы в пространстве, глядя на них каждый день, вспоминаю часто.
«Я люблю Дикаприо, Крис Краус
Крутейшая книга. Я не так давно влюбилась и тоже писала диктант о своей страсти. Слава богу, ничего не отправила.
«A Question of Color», Joel Meyerowitz
Джоэль — великий фотограф. В этой книге он показывает одни и те же кадры то в цвете, то в ч/б. И когда я вижу цвет, то не понимаю, зачем снимать на черно-белую пленку? Для меня этот вопрос больше не стоит: определенно, я выбираю цвет.
«Приближение к Снежинке королеве», Евгений Головин
Мистическая и при этом поэтическая книга философа московского метафизического подполья, после которой моя жизнь пошла не совсем по-другому.
«Нерест», Александр Артемов и Дмитрий Юшков
Текст пьесы, после которого для меня обесмыслилось большое количество художественной литературы, и я полностью пересмотрела свой композиторский язык (а так, как раньше, — больше уже не писала); каждое слово в нем работает амбивалентно, во всей полноте своей сакральности и убийственного постмодерна.
«Кризис современного мира», Рене Генон
Введение в традиционализм для всех, кто ощущает, что с миром что-то не так; причем «не так» не только в 2025 году или, например, начиная с ХХ века, а «не так» уже с первых античных философов. Книга, которая рассеивает твое мышление, как солнечная вертикаль, и которую, раз прочитав, нельзя «развидеть».
«Послень», Алексей Ремизов
Бесконечно прекрасный текст, в котором русский код — с его русалками и лишениями, рекой Смородиной и рай-деревом — буквальнo окружает тебя и становится очевидным бесспорно окружающего мира, его радикальная одушевленность.
«Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459», Иоганн Валентин Андреэ
Фундаментальный алхимический трактат, рассказывающий о семидневном путешествии героя на королевскую свадьбу, изучением и расшифровкой которого я планирую заниматься всю оставшуюся жизнь.
«Парфюмер», Патрик Зюскинд
Я перечитывал эту книгу раз восемь — как на французском, так и на английском. И до сих пор не смог разгадать, какой смысл в ней заложен. Великая загадка преследует меня по сей день, поэтому постоянно возвращаюсь к этому произведению. Не уверен, что автор сам до конца понимал, о ком и о чем писал. Но каждый читатель разгадывает эту великую загадку самостоятельно.
«Война и мир», Лев Толстой
Перечитывал многократно. Впервые это случилось в школьные годы: тогда я «поплыл» и провалился в этот роман. С тех пор с миром Толстого меня многое связывает. Я бы даже сказал, у меня «роман» с романом Толстого. Каждый раз, когда читаю эту книгу, проваливаюсь в содержание, и мне снова и снова хочется переживать эти ощущения.
«Посторонний», Альбер Камю
Книга, которая в немалой степени перевернула мою жизнь, мировоззрение, отношение к происходящему и к людям. Держу ее на первой полке личной библиотеки.
«Стендинг по Беруре», Фредерик Дёрк (под псевдонимом Сан-Антонио)
Эту потрясающую книгу неоткратно пытались перевести, но ничего из этого не вышло. Я однажды попробовал это сделать сам, перевел треть, но потом выкинул свои труды. Читать ее можно и нужно исключительно на французском, иначе не получится уловить великолепную игру слов и злую иронию.
«Евгений Онегин», Александр Пушкин
Невозможно отрываться. Перечитывал ее в зрелом возрасте относительно недавно.
Специальная литература
Сейчас я в основном «живу» специальной литературой по истории искусства, по истории декоративно-прикладного искусства, по обработке дерева и камня. Получаю от этого всевыровненное удовлетворение, поскольку имею возможность проверить полученные знания на практике. Из книг по истории искусства могу порекомендовать два произведения, но они, увы, не переведены на русский.
«Храм вкуса», Альвар Гонсалес-Паласнос.
«Из Парижа в Версаль», Брюно Понс.
Это произведение о творчестве парижских скульпторов-орнаменталистов XVII—XVIII века. Брюно Понс — великий гений. Он был врачом, прожил всего 40 лет, но за это время успел настоль к глубоко проникнуть в область декоративно-прикладного искусства, как этого никто не смоg.
«Из Руси до России», Лев Гумилев
Книга помогла мне разобраться в том, как возникла Россия, из каких регионов она состояла и какие этносы влияли на ее формирование. Интересно объясняется тезис «пассинарность» — то, что влияло на формирование социума, когда был один лидер. Меня книга заинтересовала с точки зрения формирования культуры, возникновением уникальной идентичности. Автор здорово и легкостью описал не самый простой исторический материал.
Книги Лао-цзы
Дали мне представление о том, что значит создавать пространство пустоты, которое заполняет реальность.
«Поток», Михай Чиксентмихайи
Научила не сопротивляться, а плыть в потоке жизни.
«Воскрешение», Лев Толстой
Расположила ценности в верном порядке и влюбила в русскую душу.
Евангелие
Книгу, которую завещала мне моя бабушка и которая дала понять, как остаться собой в сложный момент.
«Униженные и оскорблённые», Федор Достоевский и «Красное и черное», Стендал
Помогли лучше понять человеческую природу.
«Русская чайная традиция», Андрей Колбасинов
Книгу, которую я написала и издала. Она разделила мою жизнь на до и после, вдохновив окружающий мир создавать новую русскую чайную культуру.
«Апофеоз бесконечности», Лев Шестов
Дала представление о будущем устроим мира и помогла принять разносторонние представления.