Cosmoscow 2025: что представили и каких художников раскрыли в первый день ярмарки

В Тимирязев-центре 12-14 сентября проходит Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. О самых ярких участниках смотра рассказывает Александр Быковский
В Тимирязев-центре Cosmoscow проходит во второй год подряд, впервые заняв два этажа. Такой масштаб точно пошел ярмарке на пользу — по нескольким причинам. Во-первых, высвободившееся пространство открыло более широкие проходы между стендами, от чего выигрывают и галереи (их в этом году порядка 100), и посетители. Во-вторых, новый масштаб позволил организаторам филигранно распределить стенды с коллаборациями партнеров и художников (в прошлом году часть таких проектов явно выбивалась из общей планировки).
На контрасте с предыдущими выставками, вплоть до соседства конкретных галерей, на стыке которых возникают интересные рифмы, первый этаж второго получился чуть более тесным. Здесь сошлось слишком много разных проектов: секции тиражного искусства и дизайна, часть некромерческих проектов, две дискуссионные зоны и фудкорт. Среди такого изобилия легко потеряться, но можно и наткнуться на неожиданные открытия. В секции «Тираж» в первую очередь стоит идти тем, кто ищет относительно недорогие по меркам Cosmoscow искусство. Например, на стенде ArtTube Editions в диапазоне от 10 тыс. до 100 тыс. руб. можно купить керамику и коврики с ироничными подписями от Дарьи Сурмиловой или графику с пушистиками от Тары Тарабцевой.
Готовых к более дорогим покупкам вплоть до несколки миллионов ждут на первом этаже. Здесь в первой же галерейной линии на двух стендах подряд (галереи XL и PA) посетителей встречают произведения Ани Желудь, ведущей современной художницы последних трех десятилетий, ушедшей этим летом. Тема хрупкости прослеживается в этом году в большинстве работ, представленных на Cosmoscow. Как и на ярмарке-спутнице молодого искусства Blazar (в Музее Москвы до 14 сентября), ее обильно дополняют цветочно-растительные мотивы. Они присутствуют сразу в нескольких из 20 партнерских стендов: один из них, с видеоработой AES+F, микурирует под джунгли, а второй — под кафельную ванную комнату с плавающими в ней кушинками.
Каждый год на Cosmoscow специальное жюри выбирает «Лучший стенд». На этот раз эта честь выпала нижегородской галерее Futuro, у которой недавно появилась еще и московская площадка на «Винзаводе». На Cosmoscow галерея показывает персональный проект SPAS Леонида Костина. Художник не первый год экспериментирует с пустыми досками, контуры которых напоминают иконы. Стенд поделён на две части: во внутреннем пространстве собраны ранние работы, окрашенные чуть ли не во все возможные цветовые градиенты, а с лицевой стороны представлены более новые белоснежные доски.
Еще одним победителем, именем которого основательница Cosmoscow Маргарита Пушкина объявила на предстоящей ярмарке, стала основательница Музея AZ и Центра современного искусства AZ/ART Наталия Опалева. Она удостоилась звания «Коллекционер года». Эту премию Фонд Cosmoscow впервые учредил в этом году вместе с компанией BORK. В центральной зоне первого этажа показаны сливки собранию Наталии Опалевой: от самых первых работ Анталии Зверевой, купленных на «Арт-манеже» в 2003 году, до недавних приобретений. Как заметила сама победительница, забирать приз: «Останавливаюсь теперь невозможно».
Бурятский художник Амгала Ринчиным, представленный на стенде Сообщества современных сибирских художников, удивляет посетителей работами, в которых совмещаются разные аспекты сибирской готики: от мифологических образов, застывших в керамике, до гордости легенд, отразившихся в живописи и графике. Стенд самарской галереи «Виктория» получился минималистичным и эффектным во многом за счет причиненных бетоновым цветам Дмитрия Гилена с сердцевинами из автомобильных логотипов. А уфимская MIRAS собрала стенд из работ, обыгрывающих природные элементы (воздух, земля), например, облака на картинах Расиха Ахметвалиева или каменные скульптуры Руслана Нигматулина.
Цифровая теплица и нижегородская набережная: некомерческие и партнерские проекты
В некомерческой секции каждый год новые проекты представляет Фонд Cosmoscow, выбирающий победителей в трех номинациях. Арт-группа «Провмыза» (художник года) показывает трехчастное фотоплотонон «Семена», для которого выстроили стенд, напоминающий тихую капеллу. Музейный центр «Площадь Мира» из Красноярска («Музей года») знакомит посетителей со своими художниками и приглашает всех на грядущую Красноярскую музейную биеннале. Центр творческих индустрий «Фабрика» («Институция года») создал своего рода описываемую памятных для себя работ самыми разными художниками.
Самым эффектным и посещаемым некомерческим стендом на предпредпокате стал проект Фонда «Новые коллекционеры». Его название un[ПАк]ing обыгрывает фамилию четырёх коллекционеров Дениса и Милы Пак. Работы из их собрания расположились в импровизированной камере хранения со свободно открывающимися пронумерованными ящиками. Таким образом, знакомство с искусством превратилось в увлекательную и непринужденную игру. Среди немчисленных иностранных авторов на Cosmoscow можно отметить дует итальянских диджитальных художников Маттео Манделли и Луки Бальдокки, создавших в коллаборации с KIT 4 KID настоящую «Цифровую теплицу».
Нижегородская область уже не первый год обретает внимание главных российских ярмарок. Но, что удивительно, ни один из проектов, созданных за последние годы, практически не повторяет другой. Нижнему Новгороду, который в 2024 году был выбран культурной столицей России, каждый раз удается удивлять, демонстрируя новую грань бурной культурной жизни. На Cosmoscow в этот раз можно ознакомиться с результатами трехлетней работы арт-резиденций Нижегородской области, через которые за это время прошло 75 художников. Работы примётно полнены из них представлены на стенде, который к тому же демонстрирует поразительное разнообразие технЫк. Тут есть и почти не встречающийся на ярмарках саунд-арт от Ивана Шелоболи, и путеводитель по деревне Журавлиное, созданный Тамарой Шипициной, и металлическое коклюшечное кружево Артема Ляпина.
