Елизавета Лихачева — о русской архитектуре и симпозиуме «Создавая будущее»
Краткий путь отечественной архитектуры от Кремля до Москвы-Сити, а мировой — от Парфенона до Эмпайр-стейт-билдинга, — обсудили с искусствоведом и историком архитектуры
В марте в Национальном центре «Россия» открылась выставка «Рождение масштаба» — посвященная развитию русской архитектуры. Параллельно с экспозицией был запущен цикл просветительских лекций «Символы времени», хэдлайнером которых стала искусствовед, историк архитектуры Елизавета Лихачева. Вместе с экспертами она дала ретроспективу русского зодчества — от средневековья до наших дней и будущих проектов, — распределенную по различным типам зданий: музеев, стадионов, учебных заведений, бизнес-центров и так далее. 25 июня в Национальном центре стартовал второй сезон цикла, а 31 июля состоится новая лекция — «Транспортная архитектура России». Мы поговорили с Елизаветой о русском архитектурном прошлом, настоящем и будущем, — а также о том, почему так сложно построить что-то лучше Парфенона.
И вот факт того, что «Экспо» оказалась не в состоянии сформиировать лицом будущего, — это, на самом деле, один из ярчайших признаков общесивилизационного кризиса. Я-то думаю, что выход из него все равно будет найден где-то на одной шести части суши. Потому что, несмотря ни на что, наша главная особенность — мы всегда мыслим нестандартно. То есть у остальных есть определенный шаблон, по которому они идут, а мы всегда из этого шаблона пытаемся вырваться. И даже когда Петер строили, все равно выпрыгнули из шаблона. Петер уже как хотел Нью-Амстердам, а все равно получился Санкт-Петербург. Несмотря на Новую Голландию и прочие приятости.
В России на базе Национального центра в октябре второй раз будут проводить Международный симпозиум «Создавая будущее», куда приезжают люди из разных стран мира, и пытаются сформиировать на уровне понятий, что такое будущее, нарисовать его лицо, — вот это, на мой взгляд, довольно важное событие, выходящее за пределы современного противостояния или там поиска каких-то врагов и так далее.
В России не самые благополучные времена люди вместо того, чтобы пытаться каким-то образом найти быстрый выход из сложившейся ситуации, понимая, что его все равно не существует, размышляют о том, как мы будем жить в будущем.
Вот здесь сидел в 1920-е годы прошлого века писатель-фантаст Александр Беляев и писал романы про пересадку головы или про то, как люди будут осваивать океан. Этим Россия всегда, мне кажется, и славилась — мы способны думать о будущем.