Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями использования..
Accept
Newslive24Newslive24Newslive24
  • Главная
  • Новостные рубрики
    • Вождение
    • Воспитание детей
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
    • Красота
    • Мода
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Роскошь
    • Секс и отношения
  • Закладки
  • Контакты
Поиск
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Reading: «Эти художники — любят»: взлет и падение «Нового общества художников»
Поделиться
Войти
Уведомление
Размер шрифтаAa
Newslive24Newslive24
Размер шрифтаAa
Поиск
  • Главная
  • Рубрики
    • Роскошь
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Красота
    • Воспитание детей
    • Мода
    • Вождение
    • Секс и отношения
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
  • Закладки
  • Дополнительно
    • Карта сайта
  • Контакты
Have an existing account? Войти
Следуйте за нами
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Newslive24 > Blog > Путешествия > «Эти художники — любят»: взлет и падение «Нового общества художников»
Путешествия

«Эти художники — любят»: взлет и падение «Нового общества художников»

Newslive24
Последнее обновление: 01.12.2024 06:46
Newslive24
Поделиться
9 мин на чтение
«Эти художники — любят»: взлет и падение «Нового общества художников»
Поделиться

«Эти художники — любят»: взлет и падение «Нового общества художников»

Алексей Явленский. Улица. Около 1905. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

24 октября в Музее русского импрессионизма открывается выставка о «Новом обществе художников». А мы расскажем, чем они жили

В дореволюционном Петербурге, полном культурных контрастов и экспериментов, художники искали новые формы самовыражения. На фоне бурных балльных вечеров и революционных потрясений «Новое общество художников» (НОХ) стало глотком свежего воздуха для тех, кто хотел освободиться от навязанных эстетических оков и строгих рамок жюри.

Contents
«Эти художники — любят»: взлет и падение «Нового общества художников»24 октября в Музее русского импрессионизма открывается выставка о «Новом обществе художников». А мы расскажем, чем они жилиИзбегая академической бюрократииДуша НОХ и влияние Серебряного векаАрхитектурный протестЧто пошло не так

Избегая академической бюрократии

8 февраля 1904 года в залах Академии наук открыла свои двери новая выставка. В отличие от других культурных событий Петербурга, представленные на ней работы удивляли своей эклектичностью. На стенах висели портреты Бориса Кустодиева, деревянные гравюры Василия Кандинского, скульптурные композиции Леонида Шервуда, полотно Михаила Врубеля. Сам зал был украшен цветами, драпировками и вышивками и привлекал внимание, но не удивлял искушенных зрителей. Это был вечер «Нового общества художников».

НОХ было основано в 1903 году под руководством бывшего выходца из Академии художеств, ученика и ассистента Репина Дмитрия Кардовского. Как отмечал критик того времени, «Новое общество художников» возникло как-то вдруг, без предварительного шума. Оно не стремилось к громким идеологическим и философским заявлениям, его цель была куда прозорливее и не менее возвышенной — создать пространство, где искусство могло существовать свободно от академической бюрократии и диктата жюри. Таким образом, НОХ хотел поддерживать молодых и уже состоявшихся творцов нравственно и материально.

Либеральный подход позволил собрать под крылом «Общества» разностороннюю подборку художников и архитекторов: Михаила Врубеля, Бориса Кустодиева, Василия Кандинского, Алексея Щусева, Евгения Лансере, Владимира Щука и многих других. Некоторые из них были уже знамениты, остальных ждало светлое будущее. За время существования НОХ на его площадке выставлялись более 200 художников.

Алексей Щусев. Проект храма-памятника Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Второй вариант. Западный фасад. 1904. Частное собрание
Алексей Щусев. Проект храма-памятника Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Второй вариант. Западный фасад. 1904. Частное собрание

Душа НОХ и влияние Серебряного века

Особую роль в истории НОХ занимает чета Дмитрия Николаевич Карадовского и его жены Ольги Людвиговны Делла-Вос-Кардовской. Они стали главными идеологическими учредителями «Нового общества художников» и так или иначе принимали участие в организации каждой выставки. Их дочь Екатерина в воспоминаниях пишет: «…совсем особенное настроение началось в нашем доме, когда приближалась срок очередной выставки «Нового общества художников», председателем которого был папа. Собрания членов обычно происходили у П.И. Нерадова. А дома в виде отголосков начинались разговоры о журналистах, подрамках, о поисках помещения и т.д. Мама и папа всегда участвовали в развеске картин».

Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Кати Кардовской. 1915. Государственная Третьяковская галерея
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Кати Кардовской. 1915. Государственная Третьяковская галерея

В 1907 году Дмитрий Николаевич получил должность преподавателя в своей собственно мастерской в Академии художеств, которая не зависела от Репина. Параллельно, из-за проблем со здоровьем дочери, Кардовские принесли переехать в Царское Село.

Жизнь в пригороде Петербурга оказалась полна событий. Кардовские вели активную светскую жизнь, не пропускали премьеры в столичных театрах, соприкасались с Гумилевыми и постоянно крутились в кругах художников и литераторов. Их дом на Конюшенной, 33, посещали Василий Шухаев, Константин Совов, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Иннокентий Анненский.

Ольга Делла-Вос-Кардовская. Автопортрет. 1917. Государственный Русский музей
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Автопортрет. 1917. Государственный Русский музей

Особая близость к культурной интеллигенции дореволюционного Петербурга отражалась на их отношении к искусству. Кардовские стремились совершенствоваться в своем ремесле и мастертстве, с уважением относиться к любым формам и жанрам. Эти заветы закладывали основу НОХ и выделяли его на фоне других художественных объединений.

Среди почитателей НОХ особенно выделялся Михаил Врубель, который на тот момент уже был знаменитым. Его работы вдохновляли новое поколение авторов, а картины периодически выставлялись на площадке. В 1912–1913 годах по просьбе сестры и вдовы Врубеля Кардовские организовали его посмертную выставку, где было представлено около 160 работ мастера.

Михаил Врубель. Тридцать три богатыря. Илллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина. 1901. Всесриссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Тридцать три богатыря. Илллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина. 1901. Всесриссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Архитектурный протест

В лучших традициях Belle Époque, которые НОХ сполна отражал через представленные работы, среди членов «Общества» нередко встречались архитекторы. Это был их протест против тренда на поглощение недвижимости инженерией и технологическим прогрессом. В разное время на выставках НОХ встречались работы Алексея Щусева, Леонида Браиловского, Степана Кричинского, Андрея Оля, Владимира Щука.

Несмотря на непостоянное участие в жизни НОХ, архитекторы показывали такое же жанровое разнообразие, как и художники: эскизы театральных декораций, проекты храмов, архитектурные фантазии, стилизации памятников. Они пытались найти золотую середину между архитектурными вызовами нового времени и классическими декоративными элементами. Особенный расцвет в рамках НОХ получили неоклассицизм и неорусский стиль.

Алексей Щусев. Проект храма-памятника Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Второй вариант. Перспектива. 1904. Частное собрание
Алексей Щусев. Проект храма-памятника Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Второй вариант. Перспектива. 1904. Частное собрание

Что пошло не так

Современные критики НОХ оценивают работу «Общества» и его жанровое разнообразие неоднозначно. Эклектичность, вышедшая напротив из духа Серебряного века, больше ассоциировалась с разрозненностью и безидейностью. Александр Блок в рецензии на первую выставку НОХ писал: «Среди новых художников нет таких мощных, как Врубель. Здесь никто не спил чашу до дна, но чаша ходила в кругу». При этом он отмечал: «Эти художники — любят. И за их любовь, еще святую, хочется простить им их недостатки, хочется видеть лишь то лучшее, что было в их замыслах и мечтах». Он отметил работы Кустодиева, Кандинского и Фокина и, несмотря на явную незрелость многих участников, дарил им щедрый кредит на будущее.

Борис Кустодиев. Портрет доктора Сергея Яковлевича Любиова с собакой. 1905. Тюменское музейно-просветительское объединение
Борис Кустодиев. Портрет доктора Сергея Яковлевича Любиова с собакой. 1905. Тюменское музейно-просветительское объединение

Другие критики отмечали, что НОХ приняло в себя тех, кому не оказалось места на других выставках. Старые мастера теряли свою значимость на фоне новичков, а молодые казались недостаточно выразительными и часто обвинялись в стилизации и заимствованиях. С годами критика лишь усиливалась. И хотя НОХ открыло двери новым именам, его общий нарратив в глазах смотрящих не складывался.

Всего с 1904 по 1917 год у НОХ прошло десять выставок. С каждой продажи работ авторам и членам-учредителям шёл определённый процент, что позволяло зарабатывать хотя бы какие-то деньги. Но не всегда удачно. Согласно уставу, нуховцы могли представлять новые работы только на площадке «Общества» и иногда в Москве, если выставки не пересекались по времени. Для художников это было весомое ограничение, которое мешало им развиваться и зарабатывать, поэтому состав НОХ был крайне непостоянен.

Неудачные рецензии, финансовые трудности и суровый устав не мотивировали участников рисовать для НОХ дальше. Последняя, десятая выставка, в 1917 году, стала закономерным концом истории «Нового общества». Ее также отличало большое число представленных художников. Их критики тоже оценили со снижением.

Надежда Войтинская (Войтинская-Левидова). Портрет Максимиана Волошина. 1909. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Надежда Войтинская (Войтинская-Левидова). Портрет Максимиана Волошина. 1909. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Сейчас нельзя однозначно сказать, были ли права тогда критики в своей оценке НОХ. Безусловно, в «Обществе» выставлялись талантливые люди, которые не смогли бы заявить о себе без его поддержки и даже поучаствовать в международных выставках. Отсутствие единого образца и стиля создало площадку для экспериментов и свободы самовыражения.

Была ли эта демократичность заранее обречена на провал или критики были просто не готовы воспринимать нечто абсолютно новое, существующее вне рамок и правил? На этот вопрос ответ можно найти на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма, которая пройдет с 24 октября по 26 января.

Вам также может понравиться

Доступные осенние поездки на французской Ривьере

Исследуя ‘Гавайи Японии’: Бюджетное приключение на Окинаве

Брюс Пэрри: «Я отрекся от секса и алкоголя после знакомства с племенем Коги в Колумбии»

Топ роскошных туристических направлений по всему миру: ваш окончательный гид

Планируете свадьбу или день рождения? Узнайте предложения ресторана Caspian

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Будьте в курсе событий! Получайте самые свежие новости прямо на свой почтовый ящик.

    Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с правилами обработки данных, изложенными в нашей Политике конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время.
    Поделиться новостью
    Twitter Whatsapp Whatsapp Reddit VKontakte Telegram Копировать ссылку Печать
    Поделиться
    Предыдущая статья Взгляд на Юных Серых Лисов Голливуда Взгляд на Юных Серых Лисов Голливуда
    Следующая статья Сильный ветер в Москве повалил множество деревьев Сильный ветер в Москве повалил множество деревьев
    Оставить комментарий Оставить комментарий

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Мы в сетях

    69.1kFollowersFollow
    136kSubscribersSubscribe
    4.4kFollowersFollow
    23.8kReadersFollow

    Последние новости

    Русские, перебравшиеся в Великобританию, рассказали о негативных аспектах общения с англичанами
    Русские, перебравшиеся в Великобританию, рассказали о негативных аспектах общения с англичанами
    Секс и отношения 21.05.2025
    Россияне предупреждены об опасности попыток взбодриться с помощью «кофейной дрели»
    Россияне предупреждены об опасности попыток взбодриться с помощью «кофейной дрели»
    Еда и напитки 21.05.2025
    Ольга Серя-бкина выложила фото без штанов
    Ольга Серя-бкина выложила фото без штанов
    Недвижимость и дом 21.05.2025
    Кайли Дженнер обнажилась в бикини за 800 тысяч рублей
    Кайли Дженнер обнажилась в бикини за 800 тысяч рублей
    Красота 21.05.2025
    //

    Newslive24.ru – ваш надежный источник актуальной информации.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

      Newslive24Newslive24
      Следуйте за нами
      © 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
      • Главная
      • Новостные рубрики
      • Закладки
      • Контакты
      Go to mobile version
      newslive24.ru newslive24.ru-transparent
      С возвращением!

      Войдите в свою учетную запись

      Имя или email адрес
      Пароль

      Забыли пароль?