В храме Хатшепсут, потрясающем трехъярусном памятнике, посвященном своей владелице, я сталкиваюсь с ранним примером исторической стирания. Этот архитектурный шедевр, выполненный из того же нежно-розового известняка, что и утес, на котором он расположен, восходит к XV веку до нашей эры.
Царица, заказавшая его строительство в честь своего правления, отсутствует в повествовании храма. Удивительные достижения Хатшепсут в ее время вызвали неприязнь у ее пасынка, который позже стремился стереть ее наследие. В течение своего 30-летнего правления он добился уничтожения ее изображений из общественной памяти.
Резкие действия Тутмеса III включали в себя указания художникам удалить likeness Хатшепсут, что и привело к тем поврежденным поверхностям, которые я сейчас наблюдаю. Ее вклад оставался скрытым до тех пор, пока европейские раскопки в XIX веке наконец не признали эту ключевую фигуру среди немногих женщин-правителей Египта.
Концепции такие как cancel culture и исторический ревизионизм находят отклик и в наше время, однако нарративы, подобные истории Хатшепсут, напоминают нам о том, что принимать историю за чистую монету часто бывает обманчиво. Во время моего долгожданного круиза по Нилу я погрузилась в увлекательную биографию Клеопатры, написанную историком Стейси Шифф. Это произведение переосмысляет знаменитую любовницу Цезаря и Марка Антония, представляя ее не как простую соблазнительницу, а как проницательного правителя с яркой, образованной личностью. История Клеопатры также стала жертвой искажения истории, созданного римлянами, которые завидовали ее власти и презирали ее как излишнюю фигуру.
Находиться на земле, когда-то управляемой этими могущественными женщинами, цивилизацией, процветавшей 7,000 лет назад, было давней мечтой. Это увлечение началось в моем детстве, вдохновленном трагическими рассказами об Исиде и Осирисе, и было расцвечено пленительным образом Клеопатры, созданным Элизабет Тейлор.
Наконец, мое путешествие к Нилу, реке, которая текла сквозь историю, осуществлено — река, которая была свидетелем завоевателей и пленников, в то время как она переносила богатство из Африки в Средиземное море.
Прибыв в Асван, атмосферный призыв к молитве перекликается с ночным звездным небом. Исторический отель Sofitel Legend Old Cataract встречает нас; его волшебные сады шепчут о минувших эпохах и знаменитых гостях, таких как царь Николай II и Уинстон Черчилль. Известный своей ролью в фильме 1970-х годов «Смерть на Ниле», где звезды, такие как Миа Фэрроу и Бетт Дэвис, украшали его залы, отель сохранил свой шарм с тех захватывающих дней.
Наш роскошный номер, украшенный элегантной мебелью из темного дерева и шелковыми занавесками, открывает вид на балкон с видом на роскошные сады к острову Фила. Этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 года хранит доказательства иудейских поселений и может похвастаться уникальным наскальным календарем.
Ужин в ресторане отеля «Кабабги» стал для нас удовольствием, когда мы наслаждаемся египетскими деликатесами, сочетая их с местным вином, и наблюдаем, как воды Нила сверкают в вечернем свете, смывая нашу зимнюю усталость.
На следующий день начинается наше четырехдневное путешествие на борту «Sanctuary Sun Boat IV», одного из роскошных речных судов Abercrombie & Kent, направляясь из Асвана в Луксор.
С лишь 38 каютами, лодка предлагает интимный и комфортный опыт. Она располагает элегантной столовой, баром и бассейном для купания на солнце между экскурсиями. Моя дочь Молли с трудом покидает бассейн для наших береговых визитов.
Я ожидала многолюдного Нила, переполненного жизнью, но была приятно удивлена спокойным, ненаселенным участком реки, который окутал нас. Берега украшены камышами, манговыми деревьями и финиковыми пальмами, создавая яркий контраст с суровыми известняковыми утесами, которые отмечают границу между плодородными землями и пустыней.
Как мы скользим вдоль, мы проходим мимо уютных деревень с ярко окрашенными кофейнями и незавершенными постройками — остатками налогового лазейки, касающейся современных египетских городов. Древний и современный миры сталкиваются, где древние храмы часто располагаются на фоне новых, менее живописных построек.
Храм Исиды выделяется, драматично перенесенный с острова Фила в 1970-х годах, чтобы предотвратить его затопление из-за плотины Асвана. Его восстановление в Агилкии позволило таким посетителям, как я, оценить этот замечательный памятник, который в противном случае был бы утрачен.
Снова храм Исиды возвышается над своим островом, свидетельствуя о значительной роли женских божеств в Древнем Египте, которые обеспечивали женщинам определенную степень образования и статуса, позволяя таким царицам, как Хатшепсут и Клеопатра, влиять на общество. Хотя фараоны занимались обширными династическими интригами, древнеегипетское общество было более инклюзивным по отношению к женщинам, чем многие из последующих.
Многие божества, включая Хапи, бога Нила, изображались с как мужскими, так и женскими чертами. Обычные люди могли подняться на власть, но только если были связаны с королевским браком — женская линия несла тяжесть власти.
Для египтолога наслаждение часто включает в себя рассказ о разрушении Осириса. После того как его брат Сет убил его, жена Осириса, Исида, смогла восстановить каждую часть, кроме его половых органов, по словам нашего осведомленного гида из Луксора, Атефа. Таким образом, высокие жрецы храма исторически были лишены права есть нильскую рыбу, чтобы не потреблять останки их великого бога.
То, что когда-то выглядело в храме Эдфу — мужество Осириса, — было позже удалено христианскими последователями, что привело к заметным пробелам в каменной кладке храма до сих пор.
Наши четыре дня на реке полны открытий, поскольку мы погружаемся в тысячелетия истории, возвращаясь с наших экскурсий обогащенными и готовыми отдохнуть. «Sanctuary Sun Boat IV» оправдывает свое название, предоставляя уровень комфорта и обслуживания, который удивил бы даже саму Клеопатру. Я поражена теплотой и вниманием к деталям со стороны экипажа, возглавляемого Махмудом, которые делают все возможное, чтобы обеспечить наше удовольствие. После семейной партии в настольную игру на палубе наши хозяева каждый вечер готовят игровое поле для нас, демонстрируя свое продуманное гостеприимство.
Когда мы движемся на север через Египет, исламское влияние становится все более заметным. По мере приближения к Луксору мягкие мелодии у бассейна затихают под звуки призывов к молитве, доносящихся из местных минаретов.
В величественном храме Карнак древняя мечеть расположена на одной из стен храма, символизируя слои истории, которые сформировали эту землю. Римские фрески покрывают иероглифы, а остатки гробницы Александра Македонского лежат в тенистых уголках — эхо империй, которые поднимались и падали. Среди сегодняшнего хаоса я нахожу утешение в неделимой дуге истории, подкрепленной значительными местами, такими как восстановленная Аллея сфинксов, потрясающим 1,5-мильным путем, построенным фараонами.
Мой отъезд из Египта наполнен чудом от огромного разнообразия впечатлений и видений, которые мы ценили. Мое ожидание повторного визита растет, особенно к ожидаемому Великому египетскому музею в Каире, который открылся 16 октября. Когда мы плывем по реке, насыщенной историей, время, кажется, останавливается. Я могла бы без труда посвятить бесконечные дни, наслаждаясь роскошными пейзажами, крошечными деревнями, величественными пальмами и мимолетными взглядами на живую природу. Нил — это бесценное сокровище, как и любой древний памятник, который мы исследовали.