Итоги кинофестиваля «Маяк-2025»: дань дебютам и визионерству

В Геленджике завершился третий фестиваль актуального российского кино «Маяк». Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает, почему он оказался одной дебютам
Во внеконкурсной программе, практически в середине основного конкурса, на «Маяке» показали «Новую волну» Ричарда Линклейтера. Фильм — символ конкретной эпохи и излюбленных ее героев в фестивальном контексте образает и новыми смыслами. Жан-Люк Годар здесь — режиссер-дебютант, у которого хватает смелости и амбиций идти против привычных правил. Он точно знает, что хочет получить, а на крайний случай в кармане пиджака лежит блокнот с его мыслями о кино, собранными за последние десять лет.
К дебюту каждый приходит собственным путем, в свое время и с историей, молчать о которой не хочется. Годара, впрочем, подобные рассуждения вряд ли бы устроили, ведь Трюффо уже связал в Каннах «400 ударов», а Шаброль и вовсе сделал не один фильм, а два. Тянуть нельзя — нужно снимать. Его вера в свою правду, практически на каждом вдохе противоречащую общей, вызывает вопросы примерно у всех: от продюсера, оператора, ассистента по сценарию до актрисы. Джин Сиберга легко могла бы отказаться (и все еще может), но слишком уж любимой выдается, безумец он или все же действительный гений.

История кино слегка отвечает на этот вопрос, визионерство Годара сомнений не вызывает, а благодарный зритель «Новой волны» точно захочет пересмотреть «На последнем дыхании», если не успел до показа. Помню хронники съемки дебюта, который после не раз назовут одним из самых важных и влиятельных фильмов в истории мирового кинематографа, и обаятельного признания в любви Nouvelle Vague, фильм Ричарда Линклейтера становится и отражением мысли: быть свенравным недостаточно — важно действительно понимать, что ты хочешь сказать на самом деле.
Какие дебюты останутся в памяти и сердцах надолго, рассудит время, однако в контексте фестиваля «Маяк» тема дебютов обрела особое значение с самого первого года (тогда Гран-при забрали «Каникулы» Ани Кузнецовой), и третий фестивальный выпуск исключением не стал. Первые полнометражные фильмы оказались победителями не только в соответствующей категории — «Лучший дебют» («Фейерверки днем» Нины Воловой), — но также в номинациях «Лучшая работа режиссера» (Соня Райзман, «Картины дружеских связей») и Гран-при («Здесь был Юрал Сергея Малкина). Присоединить к этому можно и актёрские «Лучшую женскую» и «Лучшую мужскую роль» (Мария Карпова из «Картин дружеских связей» и Константин Хабенский в «Здесь был Юрал).

Итоги фестиваля, подведенные жюри в виде его решений, вполне позволяют говорить, что ключевым избранным мотивом стала надежда: на дружбу, общность, умение слушать и слышать. Режиссеры наблюдают за своими героями с нежностью, и все три истории — в большей или меньшей степени — основаны на реальных событиях, дружбе и картинах о них. Теперь за случившимся когда-то в жизни можно наблюдать с киноэкрана. В ситуации известной неопределенности выбор такой доминанты оказывается созвучным многим.
Фильм Светланы Прокуриной «Над вечным покоем», получивший награды за лучший сценарий (Екатерина Тирдатова) и лучшую работу оператора (Олег Лукичев), в этой связи оказывается напоминанием: и о жизни за пределами большого города, и о готовой развернуться трагедии шекспировского масштаба и толка.

Каждый из награжденных фильмов между тем невольно отсылает к истории Годара, прокладывая неожиданный мостик сквозь пространство и время. В «Новой волне» режиссер говорит, что никогда не смог бы работать с продюсером, который ему не друг (разумеется, предварительно зная того помощника). Это относится и к фестивальным проектам: снятые независимыми командами, они представляют собой не столько примеры доверия, дружбы и даже «единомыслия», что важно сегодня и всегда не меньше, чем результат. И в жизни, и в кино.
