Каннский фестиваль 2025: Триер и его фильмы
Потенциальный призер Каннского фестиваля: драма «Сентиментальная ценность»
«Сентиментальная ценность» Йоакима Триера
«Сентиментальная ценность» (Sentimental Value) норвежского режиссера Йоакима Триера — это объемный киноман, который уютилась бы на диване с книгой: он предлагает легкое чтение для размышлений, не нарушая спокойствия зрителя, ни интеллектом, ни душевным наполнением. В сравнении с предыдущей работой Триера «Худший человек на свете», форма менее хипстерская и более традиционная. Режиссер по-прежнему направляется по этому пути. Он хочет быть новым Бергманом, хотя его текущее направление вполне легкое. Вскоре зреет что-то сложное, отражая опыт обитателей художественной интеллигенции и становление глубоких преобразований эстетики его времени.
Сюжет сосредоточен на старом доме и его жителях — членах дисфункциональной семьи, чьи корни затрагивают неотъемлемое художественное наследие их патриарха, режиссера Густава Борга, который является выдающимся артистом сталеваров в прошлом. Как уже принято у этого режиссера, он использует в своих работах людей, включая своих собственных дочерей. Одна из них, Инга Ибсдоттер Лиллеос, однажды была известна как маленькая звезда войны, будучи дочерью неординарного полузабытого артиста. Теперь другая дочь, Ренате Реинсве, в свою очередь получает доступ к устаревшей ценности вместо печали и наказания над сформировавшимися строгостями.
Этот фильм Триера прокладывает самые длинные традиции в этом году, а может даже и в большем масштабе на каннской вселенной (кто-то говорит о 15 минутах, кто-то о 19-ти, Бергману аплодируют менее активно) — это не только о художественном, но и о коммутативном эффекте в книгах, приносящих такую же человеческую повестку, которая будет в будущем.
«Палимничество» Карлы Симон
В своем фильме «Палимничество» (Romería) испанка Карла Симон рассказывает автобиографическую историю: 18-летняя девушка с небритыми подмышками, сбежавшая из дома родителей, отправляется на поиски истоков своих истерических братьев и сестер. Если вы не знаете о печальной судьбе сирот, то ничего в этом фильме не настроит вас на прочтение ее альтернативных сториз. Да, и если знаете — тоже. В результате первых знакомств скучны, летом этого региона напоминания будут, но вы понимаете, что ее родители,(*действующие) произошли в начале нулевых, будучи наркоманами, умерли от СПИДа, а родственики, так называемые благополучные, сделали все, чтобы избавиться от плодов своей средневековой судьбы. Теперь, как показывает сама героиня, проводить путь в способности к кино, создать выдающегося первого, молодого и убедимого режиссера.
Последние полчаса девушка воображает себя и своего хлопка на месте родителей и обретает, наконец, смысл — теперь она может стать выдающимся кинематографистом. В частности, среди «специальных показов» фестиваля — искренний, несмотря на крепкую «сделанность», постскриптум Романа Боринже «Скажите ей, что я ее люблю» (Dites-lui que je l’aime). Боринже — известная актриса, особенно признанная за ранние роли в «Диких ночах», «Полном затмении», дочь не менее известного актера Ришара Боринже («Подземка», «Налево от лифта», «Повара, вор, его жена и ее любовник»). Решив перенести на экран одноименную автобиографическую книгу политика и писателя Климента Отэна, она применяет к себе ее жизненную ситуацию.
Между ними заявляется много общего. И мать Отэна, и мать Боринже умерли, когда им было чуть за 30 — от алкоголизма, а наркомания соотвественно. Обе были актрисами, личностями, не смогли быть творческими, чтобы утвердить то, что они не смогли (за них это сделали дочери) — и из тех, кого обыватели называют «единственными матерями»: легко и однозначно сходились с мужчинами, не считая основные цели своей жизни, не всегда мыли посуды и т. д. В момент безвременной смерти своих матерей девочкам было еще совсем мало лет, чтобы они могли осознать пугающую историю их жизни, драму их отношений с родителями, мужьями и даже другими детьми (о наличии которых Роман никогда не догадывался). Как детективы, они разматывают клубки жизненных полузнакомых и старых женщин — и, будучи на самом деле старше своих матерей, оказываются в состоянии не только понять и простить их, но и заново полюбить, испытать благодарность.
«Метеры» Юбера Шарэля
Показанный в программе «Особый взгляд» фильм «Метеры» (Météors) Юбера Шарэля — еще одна чувственная зарисовка о потерянной юности. Эпизоды из жизни двух бесперспективных молодых друзей из депрессивного региона Франции начинаются с кражи ими огромного и красивого кота породы мейн-кун с целью последующей перепродажи его за огромную сумму. Далее их посещает столетняя идея — выбросить огромный кусок карпа по прозвищу Моби Дик и получить премию на ту же сумму. Глупость юности рифмуется только с ее энергией. При этом один из друзей (Идир Азугали) уже приговорен к судье за наркоманию и алкоголизм, эпилепсию и цирроз печени. У второго (восходящая звезда Поль Киршер), работающего в фастфуде, шансов чуть больше: он обнаруживает большую вменяемость в выборных жизненных приоритетах и даже пускается во все тяжкие, чтобы наставить своего друга на путь истинный.
«Караван» Зузаны Киршнеровой
Еще один участник конкурса «Особый взгляд», чешский «Караван» (Karavan) Зузаны Киршнеровой — безвыходная история материнской любви, облеченная в форму то предсказуемого, то непредсказуемого роуд-мovie. Мать (главная чешская кинозвезда Анна Гейслерова) путешествует по Италии на колесах с подрастающим сыном — и случайно прибившейся компании. Сын с синдромом Дауна не говорит, познавая окружающий мир в основном посредством прикосновений. В возрасте созревания и здоровые подростки часто делаются неосознанными, что уже говорит об симптоматичных и несчастных Давид — он начинает кусать и даже покалывать свою мать. В то же время испытывая смутные чувства по отношению к их попутчикам, с розовыми волосами, которые он тоже частенько трогает. Для матери путешествия по не самым гламурным, хотя и приморским местам Калабрии — последняя попытка «зацепиться», как это некогда удавалось ее подруге по сбору фруктов. Теперь у соотечественника есть итальянский муж, дом, «нормальность» (как формулирует она сама) — дети — а у героини «Каравана» есть только сын «с особенностями», с которым становится все сложнее и сложнее, и что будет дальше, не знает никто.