Культурные события сентября: авангард, Чуковский и Феллини

Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает о самых интересных событиях мира культуры и искусства первого месяца осени
- Ярмарка современного искусства Cosmoscow
- «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
- Passion | «Страсть»
- «Отражения. Королевы вариантов»
- «Чуковский»
- «(Не) видимый Род М.»
- «Искра. Мира коллекция. Периодика 1920–1930-х годов»
- «План П»
- «Лунные ночи Фредерико Феллини»
Ярмарка современного искусства Cosmoscow
12–14 сентября
Тимирязев-центр
- Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает о самых интересных событиях мира культуры и искусства первого месяца осени
- Ярмарка современного искусства Cosmoscow
- «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
- «Отражения. Королевы вариантов»
- «Чуковский»
- «(Не) видимый Род М.»
- «Искра. Мира коллекция. Периодика 1920–1930-х годов»
- «План П»
- «Лунные ночи Федерико Феллини»
13-я международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в два этажа Тимирязев-центра, который стал площадкой для всех выставок в прошлом году. 101 галерейный стенд и специальные культурные проекты, как и всегда, составят основу ярмарочных дней, дополнят их публичная программа дискуссий и публик-токов, а также кинетическая драма «Час лошади» в хореографии Анны Щеклиной. Художником года Cosmoscow в этот раз стала арт-группа «Провмыза», чью новую серию, созданную специально для ярмарки, логически можно будет увидеть впервые.

«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
4 сентября — 18 января
Центр конструктивизма «Зотов»
В 80-е годы прошлого века Игорь Шелковский и Александр Сидоров издавали в Париже журнал «А-Я», посвященный неофициальному русскому искусству. Независимая художественная сцена, печатавшаяся в издании, впечатляла запада и зрителя производила сильное впечатление. В «А-Я» был раздел «Наследие», посвященный материалам о первом русском авангарде. Именно его исследует выставка центра конструктивизма, продолжая диалог, начатый на страницах «А-Я». Погружение в печатно-художественный мир окажется и метафоричным, и вполне настоящим: за архитектуру пространства отвечают Александр Бродский и Наташа Кузьмина, задумавшие и воплотившие в круглом пространстве «Зотова» «журнальный» куб.

«Отражения. Королевы вариантов»
11, 12, 13 сентября
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Первая премьера нового сезона Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет художественного руководителя балетной труппы театра Максима Севагина не только как хореографа, но также в роли сценографа и художника по костюмам. «Королевы вариантов» — своеобразная антология искусства вариантов, воплощенная через призму эпох и их образов. Парой к премьере спектакля станут «Отражения» — балет на музыку Мендельсона в постановке Юрия Посохова.

«Чуковский»
19, 20, 21 сентября
Театр Ермоловой
В спектакле Саввы Савельева «Чуковский» — вовсе не автор добрых детских сказок. Вернее, не только он. Фигура многогранная, Чуковский в восприятии многих поколений связался до человека, написавшего «Мойдодыра», «Муху-Цокотуху» или «Федорино горе». Пьеса Савельева делает переводчика, писателя и публициста главным действующим лицом (в исполнении Даниила Козловского) своей собственной сказки, в которой сложные жизненные обстоятельства соединяются с вышедшими из-под его пера веселыми персонажами, превращая сценическое действие в парадокс, от которого невозможно оторвать ни внимания, ни взгляда.

«(Не) видимый Род М.»
19 сентября — 7 января
Научно-музейный центр «Масловка. Город художников»
«Масловка. Город художников» — новый научно-музейный центр, который открывается в Москве, чтобы осмыслить явление городка художников. Созданный в 1920–1930-е годы, он был придуман и сформулирован как арт-коммуна, где художникам нужно было заботиться о своем деле, но не о быте. Среди работавших здесь авторов были, например, Владимир Татлин, Александр Лабас, Вадим Сидур, Эрнст Неизвестный, а написанные в городке художников произведения позже заняли свои места в собраниях лучших музеев. Первая выставка проекта — «(Не) видимый Род М.» — осмысляет феномен городка во всех его контекстах и их хитросплетениях.

«Искра. Мира коллекция. Периодика 1920–1930-х годов»
23 августа — 10 декабря
«Ларец», Суздаль
Свобода выражения авангардной мысли сплошь отразилась на обложках журнала «Искра», которые и становятся центром нового проекта культурного центра «Мир» в Суздале. Наследие русского авангарда велико и многообразно, и возможность сосредоточиться на конкретном его проявлении позволяет углубиться в тему: к примеру, часть из представленных обложек в 1925 году путешествовала в Париж в составе экспозиции павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленный искусств.
«План П»
до 23 ноября
Коммунальный блок Дома Наркомфина
Проект Асии Заславской в коммунальном блоке Дома Наркомфина задумывается о полузаметной, полупрозрачной фигуре привратника, для которого и была разработана ячейка П. В изначальных планах архитектура Моисея Гинзбурга этой ячейки не было, о чем свидетельствуют первые чертежи. Однако, появившись, она не оставила никаких известных следов своих владельцев. Художница задумывается о том, как мог устроить свой быт тайный комендант дома, чтобы сделать его не только функциональным, но еще и уютным.

«Лунные ночи Федерико Феллини»
5–10 сентября
Кинозал «Художественный»
Новая ретроспектива Федерико Феллини в афише кинотеатра «Художественный» позволяет проследить, как именно менялся стиль и художественный язык режиссера. Откроется она «Ночами Кабирии», а продолжатся «Маменькиными сынками», «Голосом луны», а также хорошо знакомыми зрителю «Художестенным» фильмами «Сладкая жизнь» и «Всем с половиной». Разумеется, пройдут все показы на языке оригинала с субтитрами, что обеспечит полное погружение в авторский мир Феллини.
