На конференции Noûdome обсудили влияние искусства на формирование региона
Эксперты представили свои взгляды на роль паблик-арта в культурной среде и рассказали, как искусство способствует развитию российских регионов
В рамках культурной платформы Noûdome стартовал новый постоянный трек, посвященный искусству в региональном контексте. 31 марта прошел первый разговор в его рамках. Модератором мероприятия стала журналистка Фекла Толстая, которая обсудила с экспертами влияние паблик-арта на развитие регионов. В беседе приняли участие известные личности: главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович, основатель платформы «Сабстанция» Сабина Чагина, скульптор Григорий Орехов и создатель фестиваля «Выкса» Ирина Седыка.
Тематика прошедшей дискуссии называлась «Как искусство влияет на изменения в городской среде». Каждый из экспертов поделился опытом интеграции паблик-арта в современный городской контекст и рассказал о форматах этого взаимодействия: фестивалях, мастер-классах, художественных резиденциях и других инициативах.
Первое выступление произнесла Ильсияр Тухватуллина, которая на примере Казани выделила, что главная задача — не мешать искусству, а создать для него комфортные условия. Город привлекает паблик-арт на улицы с помощью интерактивной карты, разработанной администрацией: на ней обозначены уже существующие объекты монументального искусства, а также места, где можно разместить новые работы.
«Город — это как организм, он очень живой, очень сложный, не поддается каким-то строгим правилам, — рассказала Ильсияр Тухватуллина. — И здесь очень важно понимать, в какую точку города нажатие, чтобы он был здоровым, — как в точке акупресуры, когда мы делаем массаж, чтобы наш организм хорошо работал. Так же и в городе».
Олег Беркович раскрыл тему с социальной точки зрения. Нижний Новгород создал ставку на арт-резиденции, которые развивают местные художественные сообщества и независимые институции. «Мы объединили все частные институты современного искусства, собрали представительский федеральный экспертный совет и начали отбирать художников, чтобы они приезжали и жили у нас. Пусть они помогут нам осмыслить себя и создать произведения в Нижегородской области», — поделился спикер.
Сабина Чагина подчеркнула важность медиаторов, помогающих художникам и городской администрации, бизнесу и обществу найти общий язык. Итогом такой работы становится наладившаяся коммуникация между институциями и появление художественных высказываний на улицах.
«Современный паблик-арт — это не обязательно провокация, но всегда — высказывание. Удачное или нет, понятное или спорное — но честное. Оно не ставит себе задачу нравиться всем, но может со временем стать частью городского ландшафта», — рассказала эксперт и привела в пример работу, начавшуюся в Москве.
Григорий Орехов предостерег от попыток запрограммировать искусство на нужный лад. По его мнению, важнейшие объекты современного паблик-арта появляются прежде всего благодаря воле автора, к которой стоит относиться аккуратно, не загоняя ее в рамки.
«Художники ни в коем случае не должны подчиняться указаниям, что и как им делать, — считает эксперт. — В этом процессе должна быть абсолютная свобода. А уже зритель, будь то заказчик или народ, может либо принять произведение, либо отвергнуть, но точно не диктовать условия. Я считаю, что современное искусство должно быть революционным, стремиться предвосхитить будущее. Оно не обязано укладываться в рамки или быть понятным каждому. Искусство должно пробуждать интерес, провоцировать на размышления и стремление к познанию».
Завершилась дискуссия выступлением Ирины Седыка, поделившейся опытом Выксы — небольшого города в Нижегородской области, в котором последние годы проходит один из важнейших отечественных арт-фестивалей — не столько развлекательный, сколько образовательный механизм, позволяющий решить самые разнородные задачи, стоящие перед городом и его жителями.