В среду, 30 октября, канцлер Казначейства Великобритании Рэйчел Ривз представила масштабный бюджет, который включает значительные изменения, одно из которых — это увеличение сбора за авиапассажиров (APD). Эта новая налоговая ставка вступит в силу с среды, 1 апреля 2026 года, что приведет к увеличению сборов на сумму до £2 для эконом-класса на коротких рейсах. Кроме того, владельцы частных самолетов увидят увеличение своего APD на 50 процентов.
Введенный в 1994 году тогдашним канцлером Кеннетом Кларком, APD подвергался регулярным повышениям в прошлых бюджетах. Увеличение уже ожидалось, так как ставки должны повышаться в апреле 2025 года, в первую очередь затрагивая пассажиров премиум-класса. Заметим, что APD влияет на пассажиров по-разному, в зависимости от направления рейса и класса путешествия. Вот подробный обзор того, как предстоящие изменения APD могут повлиять на ваши расходы на поездки.
Понимание сбора за авиапассажиров (APD)
Сбор за авиапассажиров (APD) — это налог, который налагается практически на каждого путешественника, вылетающего из аэропортов Великобритании, и применяется как к внутренним, так и к международным рейсам. Сумма сбора варьируется в зависимости от нескольких факторов, включая окончательное направление путешественника и выбранный класс обслуживания.
APD делится на четыре категории: одну для внутренних рейсов и три для международных поездок, определяемых расстоянием от Лондона до столицы страны назначения, даже если рейс совершает посадку в региональном аэропорту.
Категория «Внутренние» применяется к рейсам внутри Великобритании, включая Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию. Для международных поездок категория A охватывает расстояния от 0 до 2000 миль, что включает все страны ЕС и ЕАЭС, а также близлежащие направления, такие как Албания и Турция. Категория B включает расстояния от 2001 миль до 5500 миль, охватывая средние и дальние рейсы, такие как Египет и Мальдивы. Категория C применяется к перелетам, превышающим 5500 миль, что в основном включает рейсы в такие регионы, как Австралия и Новая Зеландия.
Каждая категория имеет три различных ставки, основанных на классе обслуживания.
Эконом-класс облагается сниженной ставкой, определяемой расстоянием между спинками сидений (расстояние от спинки одного сидения до спинки сидения перед ним) менее 40 дюймов. Стандартная ставка применяется ко всем другим классам путешествий или в любом случае, когда расстояние между спинками превышает 40 дюймов, применительно в определенных случаях с сидениями с увеличенным пространством для ног. Наивысшая ставка применяется к самолетам весом 20 тонн и более, которые принимают менее 19 пассажиров — в частности, к частным самолетам.
Авиакомпании собирают APD в составе своих цен на билеты, часто указывая его в подтверждениях бронирования, и перечисляют суммы в HMRC после поездки.
Текущие ставки APD
До 31 марта 2025 года ставки APD составляют:
• Внутренние: сниженная ставка £7, стандартная ставка £14, высокая ставка £78
• Категория A: сниженная ставка £13, стандартная ставка £26, высокая ставка £78
• Категория B: сниженная ставка £88, стандартная ставка £194, высокая ставка £581
• Категория C: сниженная ставка £92, стандартная ставка £202, высокая ставка £607
Предстоящие изменения ставок
Ставки APD увеличатся 1 апреля 2025 года до следующих:
• Внутренние: сниженная ставка £7, стандартная ставка £14, высокая ставка £84
• Категория A: сниженная ставка £13, стандартная ставка £28, высокая ставка £84
• Категория B: сниженная ставка £90, стандартная ставка £216, высокая ставка £647
• Категория C: сниженная ставка £94, стандартная ставка £224, высокая ставка £673
После недавнего объявления бюджета APD снова повысится с 1 апреля 2026 года, с такими ставками:
• Внутренние: сниженная ставка £8, стандартная ставка £16, высокая ставка £142
• Категория A: сниженная ставка £15, стандартная ставка £32, высокая ставка £142
• Категория B: сниженная ставка £102, стандартная ставка £244, высокая ставка £1,097
• Категория C: сниженная ставка £106, стандартная ставка £253, высокая ставка £1,141
Дата вступления новых ставок APD в силу
Корректировки APD происходят ежегодно и вступают в силу 1 апреля. Таким образом, следующее повышение запланировано на 1 апреля 2025 года, тогда как новые ставки на 2026 год будут введены после объявления бюджета 30 октября 2024 года.
Кто отвечает за APD?
Теоретически авиакомпании отвечают за уплату APD в HMRC; однако они, как правило, передают эти затраты на пассажиров через цены на билеты.
APD применяется к большинству авиапассажиров, вылетающих из аэропортов Великобритании, с несколькими исключениями, такими как дети младше 16 лет, путешествующие в эконом-классе (подробности ниже).
В случае отмены рейсов или пропуска рейсов пассажиры могут вернуть уплаченные APD. Этот процесс включает подачу заявления на возврат через соответствующую авиакомпанию, что особенно выгодно для дальних рейсов и путешествий в премиум-классе.
Освобождение от APD
Хотя не все авиапассажиры подлежат APD, критерии освобождения могут быть довольно специфическими, включая случаи гуманитарных поездок, различные правительственные миссии или когда пассажир на борту является инспектором гражданской авиации.
Несколько сценариев для отдыха также требуют освобождения. Например, дети младше двух лет, которые не занимают отдельное место (путешествуя на коленях родителя), не облагаются APD. Если место приобретается для ребенка, он остается освобожденным от APD только при поездке в эконом-классе. Аналогично, дети младше 16 лет, путешествующие в эконом-классе, освобождены от APD, тогда как взрослые ставки применяются к поездкам в премиум-классе или частных самолетах.
Радостные рейсы, такие как короткие экскурсии, освобождены от APD, при условии, что они начинаются и заканчиваются в одном и том же месте и длятся менее 60 минут.
Рейсы, вылетающие из аэропортов в высокогорьях и на островах Шотландии, таких как Оркней и Шетландские острова, освобождены от APD, как и прямые дальнолетные рейсы из Северной Ирландии; однако рейсы, направляющиеся в эти регионы из других регионов Великобритании, облагаются APD.
Что касается транзитных пассажиров и стыковочных рейсов, освобождения применяются только к конкретным сегментам пути. Например, транзитные пассажиры, которые остаются на том же самолете в течение остановки, не будут обременены APD для следующего leg своего пути. Аналогично, пассажиры стыковочных рейсов освобождены от APD на последующих этапах.
Дополнительные материалы подготовила Сиобхан Гроган