Неизвестные коллекции и важное событие авангарда: культурная афиша ноября
Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская выбрала самые интересные культурные события последнего месяца осени
«Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»
3 ноября — 27 февраля
Еврейский музей и центр толерантности
Большая выставка, посвященная жизни и творчеству Любови Поповой, станет первой фото-выставкой художницы за последние 35 лет. Еврейский музей и центр толерантности выделяет этот факт среди прочих, восстанавливая справедливость: яркая и самобытная авангардистка Попова не оставалась на месте, создавая новые размышления и действия. Результаты внутренних поисков и трудов выставка распределит по семи разделам, а помимо произведений Любови Поповой контекст проекта включает работы ее подруг и друзей, приятелей и современников (от Варвары Степановой и Казимира Малевича до Пабло Пикассо и Андре Дерен).
«Перевижники»
30 октября — 6 апреля
Третьяковская галерея, корпус на Кадашевской набережной
Главный выставочный проект Третьяковской галереи в этом году становится своеобразной премьеры для нового музейного здания, корпуса на Кадашевской набережной. Размах выставки позволяет изучить товарищество «Перевижников» самым подробным образом и осознать масштабы, а вместе с тем истоки и наследие одного из ключевых для истории российского искусства явлений. Произведения Крамского, Репина, Сурикова, Куинджи, Саврасова, Поленова, Шишкина и других видных живописцев не существовали в отрыве от культуры своего времени, как и сами их авторы — от идей товарищества, вновь соединенных музейными залами масштабной экспозиции.
«Неизвестный Щукин»
26 ноября — 16 марта
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Меценат Сергей Щукин знаменит на весь мир своей коллекцией нового искусства и страстностью, с которой она складывалась. Впрочем, дом Щукина, так хорошо знакомый современникам (он был открыт для всех желающих увидеть подшивки), всегда был порталом в самые разные культуры и века. Особенно в Знаменском переулке соединял под своей крышей и коллекцию русской керамики, и произведения старых мастеров, и примеры древнегреческого искусства, также, как и искусства Востока. Подготовка экспозиции превратилась в настоящее большое исследование, которое представит Сергея Щукина (а также его братьев) в неожиданном контексте, высветив лучами внимания конкретные примеры общирных интересов семьи.
«Двадцать один длинный, один короткий»
15 ноября — 23 февраля
Ельцин-центр, Екатеринбург
Пока собраны великие коллекционеры прошлого становятся теми, кто вновь открывает новые экспозиции и размышления о них, коллекционеры настоящего времени не отстают. Антон Козлов, чья искреннее и радостная увлеченность современным искусством позволяет задумываться о параллелях с подходом Сергея Щукина, готовится на время растаться с частью своего собрания. Его уже ждут в екатеринбургском Ельцин-центре, где выставка позволит проследить за тенденциями и течениями в российском искусстве последних 24 лет: от начала 2000-х и по сегодняшний день. Учитывая состав художников этой групповой экспозиции, погружение получится глубоководным и достойным, со всеми приметами широкой русской художественной души.
XV международный фестиваль искусств «Дягилев P.S.»
6 ноября — 12 декабря
Санкт-Петербург
Как и принято в случаях, когда речь заходит о фестивалях искусств, «Дягилев P.S.» смотрит на свою программу обьемно и междисциплинарно, ежегодно предлагая петербургской публике совершить все новые открытия. На этот раз фестиваль начнется с размышлений о том, как часто временные пространства готовы стать для нас домом. Спектакль китайской труппы «Студия Ли Син» называется «Отель» и прочерчивает внутренний смысловой мостик от сегодняшнего дня к эпохе Сергея Дягилева и самому импресарио, для которого гостиные нередкость оказывались синонимами понятия дом. На сцене же соединяются во времени и пространстве истории семи персонажей, ставших постоянцами этого фантазийного отеля. Также в программе фестиваля, к примеру, «Сказки Перро» в постановке «Урал Балета» и концерты — и не только — посвященные Всеволоду Мейерхольду, чья фигура оказывается знаковой для фестиваля в свете 150-летнего юбилея.
«Вечная зима»
В прокате с 31 октября
Полнометражный режиссерский дебют Николая Ларионова уверенно шагает из программы фестиваля актуального российского кино «Маяк» в прокат. Эта запорошенная снего история уже своим названием намекает на то, что никакой оттепели ждать не стоит. Призывный взгляд на одну семью, живущую в Магнитогорске в начале 2000-х, выбирает точную и тонкую интонацию, которая рушит дистанции и готова топить сердца.
«Мария»
В прокате с 28 ноября
Премьера «Марии» Пабло Ларраина прошла на Венецианском фестивале, где наблюдать за жизнью Марии Кэллас кажется занятием особенно логичным, ведь кому соотвествует масштабу личности, если не торжественной и неизменной нарядной Венеции. Этот фильм закономерно продолжает другие работы («Джейки», «Спенсер») режиссера и является в роли оперной дивы Анджелине Джоли. Масштаб картины вплотную соответствует масштабу родного для Марии Кэллас жанра, так что глаз попутешествует за экранное время сплошь.
«Белая комната»
5, 6 ноября
Концертный зал «Заряде»
Фестиваль современной хореографии Context пополняет свою историю новым спектаклем, музыку для которого написал композитор Владимир Мартынов. Сочинения для органа и ударных стали основой для размышлений хореографа Павла Глухова, превратившего сцену в средоточие символов и возможных трактовок. Для Context желание пуститься в эксперименты и наблюдать за их воплощениями в качестве даже и не внезапности, но скорее логическое следование по собственному пути и намеченному маршруту, который, как водится, полнится поворотами, в том числе и вплоть неожиданными.