Одним из самых раздражающих аспектов воздушных путешествий являются хаотичные десять минут после посадки. В момент, когда самолет касается земли и останавливается, большая часть пассажиров бросается со своих мест, торопливо собирая свои вещи и мчась вниз по проходу, лишь для того чтобы быть остановленными через мгновение запертыми дверями. Тем временем более терпеливые пассажиры остаются на своих местах, обменяясь неодобрительными взглядами с соседями. Эта сцена напоминает неловкость школьных уроков физкультуры, где сидящие на скамейках критикуют активных участников. Хотя моё детское отношение к тем, кто жаждет активности, могло быть ошибочным, моё презрение к так называемым «клопам в проходе» крепко укоренилось.
Почему же происходит такое поведение? Пилот, участвующий в обсуждении на Reddit, предполагает, что, пережив стресс от полета в замкнутом пространстве на высоте, многие пассажиры инстинктивно ощущают облегчение и стремятся встать. Хотя некоторые могут утверждать, что путешественники просто хотят размять ноги, такое поведение наблюдается даже на коротких рейсах — проход обычно открыт для коротких прогулок в полёте. На мой взгляд, это явление является изученным, а не врождённым. Многие из этих нетерпеливых пассажиров просто стремятся покинуть самолёт быстрее, подстёгиваемые прошлыми переживаниями, когда другие торопились вперёд, в то время как они решили подождать. Давление со стороны соседей по ряду также играет роль в этом нежелательном поведении.
Тем не менее, одна страна начала предпринимать шаги для борьбы с этой проблемной тенденцией. Турецкая Генеральная дирекция гражданской авиации недавно заявила, что пассажиры, прибывающие в Турцию и встающие до того, как знак «Пристегните ремни» будет выключен, будут подвергнуты штрафу в размере около 50 фунтов стерлингов. Эта мера не только отвечает на вопросы безопасности — такие как риск травм от резких остановок или падающего багажа — но и способствует повышению гражданской доброжелательности среди путешественников. Авиакомпаниям рекомендовано напоминать пассажирам о необходимости уважать порядок высадки и ждать своей очереди — весьма разумный подход.
Из этой новой инициативы возникают два основных вопроса. Во-первых, я сомневаюсь, что инструкция для большой группы уставших пассажиров подчиняться этому правилу — без четких указаний — даст эффективные результаты. Потенциальным решением может стать возвращение к процедуре времен COVID, когда пассажиры могли покидать самолет по рядам. С соблюдением правил в тот период было в целом всё в порядке, и такие авиакомпании, как Vueling, продолжают использовать эту систему, позволяя высаживаться пятью рядами одновременно. Кажется, есть все шансы снова внедрить этот метод.
Второй вопрос: если мы касаемся плохого поведения в процессе высадки, возможно, настало время оценить и другие разрушительные действия, которые могут повлиять на весь опыт полета. У меня есть три особых раздражителя, которые, возможно, не требуют финансового штрафа, но определенно заслугивают строгого замечания от бортпроводников: тенденция громко воспроизводить музыку или видео в общественных местах, задерживание в проходе для бесед с друзьями, сидящими дальше, и снятие носок (социальный фа-па, не требующий пояснений). Возможно, истинной причиной спешки покинуть самолет является желание дистанцироваться от остальных пассажиров.
Заметили ли вы разрушительное поведение среди авиапассажиров? Как бы вы решили эти проблемы? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.