Обзор фестиваля «Каро/Арт»: Бутусов, Триер и необычный Би Гань

С 15 по 19 октября в Москве и Санкт-Петербурге, а затем с 30 октября по 4 ноября в Краснодаре и Новосибирске пройдет фестиваль авторского кино «Каро/Арт». Кинокритик Павел Пугачев — о том, на что обратить особое внимание
«Сентиментальная ценность»
- Режиссер Йоаким Триер
- Фильм открытия фестиваля «Каро/Арт»
Актриса Нора Борг (Рената Рейнсве) получает предложение от своего отца, известного режиссера Густава Борга (Стеллан Скарсгорд), сыграть свою бабушку. Отношения пары с дочерью, мягко говоря, натянуты, так что и само возвращение блудного отца, и его предложение Нора принимает в штыки. Недолго думая, Густав предлагает ту же роль восходящей голливудской звезде (Эль Фаннинг). Всем придется нелегко.
- С 15 по 19 октября в Москве и Санкт-Петербурге, а затем с 30 октября по 4 ноября в Краснодаре и Новосибирске пройдет фестиваль авторского кино «Каро/Арт». Кинокритик Павел Пугачев — о том, на что обратить особое внимание
- «Сентиментальная ценность»
- «Воскрешение»
- «Звук падения»
- «Отражения № 3»
- «Гирокастра»
- «Тени Москвы»
- «Мой XX век»
- «Был месяц май»
- «В ожидании Годов»
Новая работа одного из интереснейших режиссеров современного европейского арт-кинематеатра Йоаким А Триера («Худший человек на свете», «Тельма», «Громче, чем бомбы») получила восторженные отзывы и Гран-при жюри на Каннском кинофестивале этого года. За фасадом простодушного драмеди о «дисфункциональной» семье пробиваются размышления о передаваемых через поколения травмах.

«Воскрешение»
- Режиссер Би Гань
- Фильм закрытия фестиваля «Каро/Арт»
Если не спать и не мечтать, жить можно вечно. В любом случае, такое открытие настигает людей в мире «Воскрешения» — новой работы главного визионера современного китайского арт-кино Би Ганя («Долгий день уходит в ночь»). Редкие мечтатели далекого будущего видят такие сны, с которыми не хочется расставаться. Например, детектив в стиле классики фильмов-нуаров, притчу о встрече манахов с призраком отца, авантюрную историю про умение по западным определять карточные масти, снятый непрерывным 40-минутным кадром вампирский роман о конце света.
Предельно эклектичный альманах и должен сбивать с ног, разжигать и даже клонировать в сон: Би Гань не слишком дружелюбен к своему зрителю, но умеет впечатлять и заражать своими образами как мало кто из современных кинематографистов.

«Звук падения»
- Режиссер Маша Шилински
- Программа «Зарубежные премьеры»
Эрика подглядывает за одним из дядей. Альма фотографируется в образе умершей сестры. Ангелика становится жертвой сексуализированного насилия. Нелли вместе с сестрой Ленкой приезжают на полуразрушенную родительскую ферму, где они слышат странные звуки. Четыре истории из разных эпох — от начала XX века до наших дней, — связанные одним местом и различными тяготениями женской социализации.
Для Маши Шилински это второй полнометражный фильм, но сама постановщица настаивает на том, что это ее полноценный дебют. Что ж, первый блин не оказался комом — на Каннском фестивале «Звук падения» получил Приз жюри и смешанную, поляризованную прессу: от бурных восторгов до нарочито раздраженного осуждения. Фильм и ругают, и хвалят за одно и то же: зыбкую сюжетную основу, подражание (либо же преемственность) одному из самых страшных и чувственных фильмов про войну вообще — в котором нет ни кадра самой войны, но есть ее неизлечимые раны.

«Отражения № 3»
- Режиссер Кристиан Петцольд
- Программа «Зарубежные премьеры»
Лаура (Паула Бер) нехотя согласилась отправиться в плавание с бойфрендом и его друзьями, но в последний момент передумала и уговорила спутника отвезти ее обратно. Однако авантюристка разрушает этот план: парень погибает на месте, а Лаура отделяется парой царапин и оказывается под пристальным названием изолированного местного жительницы (Барбара Ауэр), видящей в девушке кого-то близкого.
С зачином для трейлера важнейший режиссер «берлинской школы» (известной предельно будничными, дедрами-матизированными картинами повседневности) собирает парадоксальное уютное кино про переживание травмы, которое первые зрители (фильм участвовал в каннском «Двухнедельнике режиссеров») сравнивали с нежными мелодрамами Эрика Ромера.

«Гирокастра»
- Режиссер Юрий Арабов
- Программа «Российские премьеры»
Город Гирокастра в Албании, 1960-е. Над страной царит диктатура Эдварда Ходжи, но москвичка Катя (Полины Гришиной) это не пугает. Она приезжает в страну вслед за мужем, археологом-албанцем (Бесмир Битраку) и безуспешно пытается зачать ребенка. Скоро будет не до этого: на художественной выставке она случайно пересечется с Ходжей, после чего ее мужа арестуют по сфабрикованному обвинению и увезут в неизвестном направлении.
Этот режиссерский дебют великого кинематурга Юрия Арабова, автора сценариев к «Одинокому голосу человека» и «Господину оформителю» и «Монахе и бесу», также учитывает несколько полулетичных премьеров в 2020-м, но до зрительской премьеры режиссер не дожил, умерев в конце 2023 года на семидесятом году жизни.

«Тени Москвы»
- Режиссер Валерий Пере вечерзев
- Программа «Российские премьеры»
Режиссер (сам Валерий Пере вечерзев) пытается снять экспериментальное кино, но никто его энтузиазма не разделяет. Параллельно с этим развивается история москвички Эммы (Юлия Пере вечерзева), ходящей с письмом в сумочке и живущей в квартире на Арбате, принадлежащей пожилой женщине (Елена Коренева). Одна из этих историй — фильм внутри фильма, но какая из них более «реальна», — большой вопрос.
В 2023 году Валерий Пере вечерзев наделал шуму со своим дебютным фильмом «Брат-3», о котором многие говорили, но мало кто просмотрел дальше трейлера. Одни от автора предпочли сразу отмахнуться, другие наслаждаются с разной степенью иронии. Его вторая работа, «Тени Москвы», вышла с гораздо меньшим публичным вниманием — и судье фильма это пошло только на пользу. На фестивале «Горький Fest» в Нижнем Новгороде картина покорила жюри и взяла приз за лучший сценарий к немалому изумлению многих зрителей.

«Мой XX век»
- Режиссер Ильдика Энйеди
- «Классическая программа»
Различные в детстве близнецы Дора и Лили (обеих, а также их мать играет Доротея Сегида) вырастают в кардинально разные девушки — «дамой на плювете» и анархисткой-террористкой, которых обещают влюбиться в одного и того же мужчину, загадочного мастера Z (Олег Янковский).
Жемчужина ретроспективной программы — снятый в 1989 и получивший «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля феерический режиссерский дебют Ильдики Энйеди («О теле и душе», «История моей жены»), в котором Никола Тесла посылает молнии, Отто Вейнбергер читает крайне мизогинную лекцию, шимпанзе делятся на более-менее позитивные пользователи. Кажется, история целого века, если и рассказывает, то как-то так.

«Был месяц май»
- Режиссер Марлен Хуцыев
- «Классическая программа»
Только что закончилась Великая Отечественная, но эхо войн еще слышно. На свинцовом немце по имени Рашке остается группа солдат-разведчиков. Все спокойно, ничего не предвещает беды, самое страшное уже позади. Солдаты встречаются с другими, краноармейцами и жертвами войны, в спокойных разговорах вспоминается много такого, от чего волосы встают дыбом.
В ретроспективную часть программы «Каро/Арт» попал самый, возможно, недооцененный фильм Марлена Хуцыева, который практически не показывают на больших экранах (особенно в сравнении с «Июльским дождем») и редко вспоминают как в контексте творчества автора, так и пантеона «кино про Великую Отечественную». Между тем, это один из самых страшных и чувственных фильмов про войну вообще — в котором нет ни кадра самой войны, но есть ее неизлечимые раны.

«В ожидании Годов»
- Режиссер Юрий Бутусов
- Театр имени Ленсовета
На фестивале покажут и театральные постановки. Например, «Собачье сердце» в постановке Генриетты Янвовской, спектакль Антона Федорова по «Котловану» Платонова и многое другое. Что будет интересно практическим любому зрителю, так это сделанная в 2001 запись культовой постановки пьесы Семюэля Беккета в петербургском театре им. Ленсовета. Ее премьера состоялась в 1997 году, и тогда же молодые артисты Константин Хабенский и Михаил Пореченков стали главными звездами театрального Петербурга. После получения «Золотой маски» и грандиозного показа в Москве на них обратили внимание и кинематографисты. Этим летом не стало режиссера Юрия Бутусова — и его памяти посвящены эти сеансы.

