Осенний арт-сезон 2023 в галереях: куда отправляться и что смотреть
Если вы думаете, что каждую неделю в галереях Москвы и Петербурга открываются новые выставки, то вы не ошибаетесь. Рассказываем, как не потеряться и куда отправляться
В сентябре, отдохнувшие после лета, галеристы и коллекционеры начали осенний арт-сезон. И уже в середине октября можно сказать, что арт-мир в настоящее время лаконично описывается модным словом demure: вернисажи — сдержанные, а выставки — без вызова и провокаций.
Москва
Несмотря на то, что дискуссии о кризисе арт-рынка не утихают, заметен тренд на увеличение галерейных пространств. Так, на карте города уже появились две новые точки, завоевавшие известность и любовь публики: нижегородская Futuro открыла свое первое пространство на «Винзаводе» проектом независимой спекулятивной самоорганизации NONSNS, а существовавшая до этого в онлайн-формате галерея shift — на Тверской улице групповой выставкой «Личные обстоятельства», которая объединяет работы всех художников галереи под кураторством Андрея Василенко.
Готовится открытие собственного пространства на Рождественском бульваре онлайн-галерея «Объединенные», существующая с 2017 года и перезапускающаяся в текущем формате в 2021-м. «Сейчас мы пробуем новое и открываем шоурум, в котором планируется встречаться с клиентами и коллекционерами для показа работ, а также делать камерные выставочные проекты наших авторов», — говорит оперативный директор галереи Александр Жиленко. «Мы всегда присутствовали оффлайн: участвовали в ярмарках, делали совместные выставки с дружественными галереями и пространствами. Поэтому сейчас планируем совмещать свое прежнее активное присутствие оффлайн и экспериментировать с новыми форматами».
Галерейный бизнес не только деятельность по продаже искусства, но и один из системообразующих форматов на арт-рынке. Высокие стандарты задают мировые мегагалереи (Gagosian, Hauser & Wirth, Pace, David Zwirner и др.): они ведут общирную просветительскую деятельность — записывают регулярные подкасты, проводят лекции и паблик-токи, поддерживают музейные выставки художников, выпускают книги, каталоги и периодические издания, открывают пространства в исторически значимых зданиях крупнейших городов и ведут за собой толпу лояльных коллекционеров. Конечно, и штат сотрудников, обеспечивающих такую активную деятельность, измеряется парой сотен специалистов.
Новый российский выставочный сезон показывает, что крупные игроки стремятся следовать этим примерам в силу своих возможностей. Например, основанная Екатериной Ираги galerija Iragui в сентябре открыла филиал в Париже выставкой Ольги Чернышевой, известной и покупаемой в Европе.
Один из первых московских осенних проектов случится еще в конце августа: Алина Пинская устроила в Alina Pinsky Gallery групповую выставку «Кое-что о цветах», представив сюрреалистические композиции Льва Повзнера, лаконичные натюрморты Ани Желудь, крупноформатные полотна Игоря Шелковского и другое.
На выставке собраны произведения 19 авторов с временем разброса 100 лет. Цветы — тема круглогодичная и всегда актуальна не только для коллекции, но и для вдохновения. Галерея постоянно занимается развитием карьеры своих авторов, с которыми работает эксклюзивно не первый год, — Игоря Шелковского, Льва Повзнера, Михаила Чернышова, Татьяны Андреевой, Наталии Турновой, Игоря Скалецкого, Наташи Хабаровой, Евгения Музалевского.
Персональная выставка последнего как раз идет в недавно открывшемся после ремонта Мультидедии Art Музее, Москва (МАММ). «Монтыхром, с мамой за спиной» — новая серия молодого (Евгений родился в 1995 году) художника, задуманная специально для институциональной выставки и состоящая из двух условных разделов — монохромных и двойных работ, созданных в паре с мамой. Там же открыта большая выставка Игоря Шелковского, художника-нонконформиста, чьи творческие наследиями Alina Pinsky Gallery активно занимается уже несколько лет. В МАММ представлено более 60 работ, в том числе тотальная инсталляция «Мастерская художника». Последний раз персональная выставка этого значительного автора была семь лет назад в Новой Третьяковке.
Галерея XL представила выставку Александра Повзнера, запоминающегося парадоксальным сочетанием образов как в скульптуре, так и в живописи. Название Limbo, означающее некое подвешенное состояние, рисует персонажам показанной серии, созданной еще в 2022 году. Известный ироничными работами художник буквально изображает своих героев, подвешенными как будто на веревке для сушки белья, на которой те развеваются от порывов ветра.
Галерея pop/off/art, которая в прошлом сезоне влюбила публику в творчество Злотникова, Михнова-Войтенко и Лебедевой на персональных музейных выставках в Новой Третьяковке, Московском музее современного искусства и музее AZ, получила звание стенда года на Cosmoscow и провела с десяток галерейных выставок, сейчас показывает новую серию «Охрана» художественного дуэта Бегальская & Вилкина, финалистов премии «Инновация» 2016 года.
А во втором пространстве, на Большом Палашевском, открытым в конце 2023 года специально для работы с наследием второго павла XX века, галерея «перепоткрывает» Владимира Куприянова, фотографа-экспериментатора из круга нонконформистов 1980-х — Пригова, Монастырского, Лебедева. Живший в Москве Куприянов печатал на пластике, стекле, делал коллажи, создавал инсталляции и объекты, достигая любопытных художественных эффектов. Большая ретроспективная выставка фотографа под кураторством Виктора Мизиано открылась также в ММОМ на Гоголевском.
Выставку еще одного художественного тандема демонстрирует галерея «Триумф». Мария Сафронова и Антон Кузнецов, включенные в топ-100 художников по версии InArt (в 2017 и 2019 годах), сделали высказывание на экологическую тему, популярную в глобальном арт-дискурсе. Они обращают внимание на проблему вымирания пчел и показывают ее в живописи, графике и инсталляции как метафору современной жизни общества.
Работы художников того же поколения в диалоге с молодыми авторами показывают Vladey — групповой выставкой «Возвращенный взгляд» в своем пространстве на «Винзаводе» (с участием Егора Кошелева, Леонида Цхэ, Larkandre, Даниила Васильева) и персональной выставкой Леонида Цхэ «Каприччио» в пространстве на Неглинной. Искусствовед и куратор обеих выставок Сергей Хачатуров размышляет о траекториях взглядов художников, организуя диалог авторов одного поколения между собой и с их учениками/учителями (Егор Кошелев и его ученик Larkandre (Андрей Жаворонков) — Леонид Цхэ и его ученик Даниила Васильев) через призму двух сюжетов из истории античной культуры — мифами о Медузе Горгоне и Пигмалионе.
Новое искусствоведческое открытие Ильдара Галеевна можно увидеть в Галеева-галерее, открытой в 2006 году и специализирующейся на доевном отечественном искусстве, а в этот раз еще и подкрепленное книгой Антонины Зайчиковой, выпущенной Ad Marginem. Книга и выставка приурочены к 30-летнему юбилею издательства. Речь о Вере Ермолаевой (1893–1937) — деятели русского авангарда, правой руке Казимира Малевича и теоретике пластического реализма, которую Шагал называл «витебской Джокондой». На выставке представлены живопись, станковая и книжная графика, сами книги и уникальная промграфика.
Две посмертные галерейные выставки народного любимого фотографа Дмитрия Маркова собирают толпы поклонников в галереях Anna Nova Gallery в Санкт-Петербурге и pennlab.gallery в Москве. Как и все его наследие, это простые сцены из жизни страны, снятые на телефон. Соединение документального стиля с художественным подходом дает образы, понятные широкой аудитории. Часть вырученных средств от продажи билетов и фотографий будут перечислены благотворительному фонду «Алиса» и проекту «Вызжившие». Эти деньги направят на открытые реабилитационные центры имени Маркова, которые займутся комплексной поддержкой подрос теков, употребляющих ПАВ: они будут проходить программу социально-психологической реабилитации и учиться адаптироваться в обществе.
Санкт-Петербург
Сезон в Петербурге запомнится персональными выставками известных художников. В Anna Nova Gallery уже укомплектована выставка фотографии Дмитрия Маркова. В MYTH — персональный выставочный проект Никиты Селезнева «Норма»: новые работы художника, созданные после переезда в Нью-Йорк, — видео, объекты, керамические скульптуры и графика на бетоне. Это вторая персональная выставка Селезнева в пространстве галереи. Первая, «Карате-поэзия», прошла в 2020 году.
В Marina Gisich Gallery под кураторством Олеси Туркиной проходит персональная выставка Тани Ахметгалиевой «Электросон». Она переносит образы из киберпространства на традиционные холст и бумагу маслом и акварелью. А в Marina Gisich Projects серия живописи и графики Алексея Гана. В своих работах он ищет баланс между абстракцией и пейзажем. Всеми любимые компактные вышивки Саши Браулова представлены в DiDi Gallery.
Нижний Новгород
Уже несколько сезонов Нижний Новгород называют культурной столицей, но что касается арт-рынка, в данный момент он еще не проснулся. Активные нижегородские галеристы сосредоточены на московских арт-ярмарках и в случае с Futuro — на своем постоянном пространстве. Нижегородская студия «Тихая» — не галерея, а скорее самоорганизация или институющая нового типа, как она сама себя называет, — дала старт и опору многим авторам. Двое из них представляют персональные выставки в уважаемых московских институциях: Всеволод Абазов, участник команды стрит-артистов «Той», с персональной выставкой «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования» — в Фонде Ruarts, а в Iragui Projects — Иван Белов с проектом «Без излишеств», исследующим архитектурные традиции советского модернизма.
Пока галерейные выставки обновляются каждый месяц, а новые проекты точечно появляются и в других российских городах, можно утверждать, что арт-рынок бодр и активен. По мнению Сергея Попова, искусствоведа, основателя и совладельца галереи pop/off/art, которая отмечает 20-летие в этом году, состоявшийся арт-рынок в России этой осенью «вполненный вдохновляющий».
«Летом, особенно в августе, казалось, что некоторые процессы затормозились. Но начался активный сезон, и коллекционеры, а также новые покупатели вернулись к деловой активности. Спрос на некоторых художников зашкаливающий. Речь об инвестиционно привлекательных авторах заходит постоянно. Видимо, многие склонны рассматривать искусство как одну из форм защиты активов, и это справедливо: достойного искусства не так много. Кто-то замер в ожидании Cosmoscow — ярмарка выступает показателем рынка, и ее перенос на конец октября мог немножко замедлить рыночные процессы. Но я ожидаю дней вокруг ярмарки пиковый, как обычно, спрос», — говорит Сергей Попов.