Исторический Египетский музей, расположенный на площади Тахрир в Каире, долгое время считался многими потенциальным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его поразительное розовое здание, украшенное латинскими надписями и греческими мотивами, вмещает одну из самых обширных коллекций древних артефактов на планете, среди которых сокровища Тутанхамона являются самыми известными. Хотя старый музей, лишенный кондиционеров и страдающий от протечек и устаревшего освещения, излучает очарование и историю, он не в состоянии справляться с современными требованиями туризма, учитывая важность этой отрасли для экономики Египта. Правительство ожидает, что в этом году его посетят 18 миллионов человек, а к 2030 году это число вырастет до 30 миллионов. Чтобы справиться с этой задачей, планы по созданию нового музея вблизи пирамид Гизы были инициированы еще в 2002 году, под руководством бывшего президента Мубарака.
Конкурс на проектирование этого амбициозного проекта завершился победой архитектурной фирмы Heneghan Peng из Дублина, наиболее известной благодаря Палестинскому музею в Бирзейте. После длительных задержек и нескольких лет строительства Великий Египетский музей (ГЕМ) наконец-то открыл свои двери для публики.
Мой первоначальный визит в ГЕМ начался с входа в его величественный вестибюль, где впечатляющая статуя фараона Рамсеса II была явно представлена рядом с работающим кафе. Последующий визит открыл великолепную лестницу музея, украшенную крупными скульптурными работами, которые подчеркивают эстетическое восприятие. Восхищение достигло апогея две недели назад с объявлением о том, что первые галереи откроются для публики, хотя не все галереи в настоящее время доступны.
На данный момент многие из самых известных артефактов Тутанхамона, включая его культевую золотую маску и саркофаг, остаются в старом музее, вероятно в связи с текущими конфликтами в соседней Палестине и Ливане. Хотя более 5000 сокровищ Тутанхамона были переведены в ГЕМ, они еще не выставлены для публики. Также отсутствует замечательная солнечная баржа, кедровое судно, похороненное рядом с Великой пирамидой примерно в 2500 году до н.э., предназначенное для транспортировки воскресшего фараона Хеопса в загробную жизнь.
Во время моего посещения этим весной ГЕМ походил на разросшийся аэропорт, однако недавний наплыв посетителей изменил его атмосферу. Эскалатор проводит посетителей мимо скульптур значительных правителей и каменных саркофагов, ведя к захватывающему окну с видом на пирамиды Гизы. Мой гид, Карим Муса, подчеркнул путешествие, которое мы совершаем: «Мы совершаем физическое путешествие,» сказал он, «и символическое, от этой жизни к вечности.» Это путешествие метафорически переходит от зеленых пойменных земель Нила к сухому Гизскому плоскогорью.
Удивительная природа древнеегипетского искусства ярко проявляется в новых экспозициях, великолепно оформленных с целью подчеркнуть их красоту и значимость. Одним из главных экспонатов является великолепная коллекция сокровищ королевы Хетеперес, матери строителя Великой пирамиды. Эти артефакты, ранее скрытые в темном углу старого музея, теперь представлены таким образом, что символизируют великолепие древнего мастерства.
Музей включает двенадцать галерей, охватывающих более 3000 лет истории, классифицируя артефакты хронологически от доисторического времени через Старое, Среднее и Новое царства, вплоть до греческого и римского периодов. Объекты продуманно классифицированы по темам, таким как «Общество,» «Царствование,» и «Верования.» Во время моего исследования особенно выделялись предметы, подчеркивающие повседневную жизнь: древний каменный обломок с изображением пары, зеркала, отражающие потерянные лица, и артефакты, показывающие роль женщин в древнеегипетском обществе. Эти личные детали глубоко резонируют, в отличие от преобладающих царских и божественных изображений, найденных в старом музее.
Когда я выходил через монументальную алебастровую арку, я спросил у Мусы о будущем открытии дополнительных галерей. Он просто указал на небо, сказав: «Только Бог ведает…»
В конце концов, наступит день, когда знаменитая маска и саркофаг Тутанхамона украсят ГЕМ, наряду с кедровым основанием Хеопса. До тех пор ГЕМ остается выдающимся учреждением с обширными коллекциями, представленными доступным образом, привлекая посетителей, желающих погрузиться в древнее искусство и культуру. Однако всегда будут те, как я, кто ценит историческое очарование и сюрпризы старого музея на площади Тахрир.