Прекрасное утро ознаменовало наш отъезд из Галифакса, Новая Шотландия. В эту весеннюю субботу мы исследовали великолепную набережную главного атлантического порта Канады. Наши сыновья, 13-летний Дезмонд и 9-летний Виктор, наслаждались аппетитными сконсом на фермерском рынке, а затем с азартом отправились на захватывающую сессию паркура на детской площадке с жёлтой подводной лодкой, гигантскими якорями и причудливой горкой, напоминающей язык кита. Во время нашего посещения Морского музея Атлантики мы ознакомились с экспозициями, посвящёнными историческим событиям, включая спасательные efforts для выживших с «Титаника» и разрушительный взрыв бомбардировщика, который уничтожил северную часть города в конце Первой мировой войны.
Переходя от солнечного света предыдущего дня — в котором открывались фантастические виды на серые боевые корабли и огромные грузовые суда — к окутывающему туману, нам повезло, что мы организовали побег: путешествие на самом старом поезде Северной Америки, который носит имя «Океан». С 1904 года «Океан» соединяет Монреаль и Галифакс по исторической межколониальной железной дороге. Мы с женой, Эрин, уже катались на «Океане» в ранние дни нашего знакомства, разделяя смех в стеклянном купе-парке — опыты, которые значительно углубили нашу связь. На этот раз, с нашими двумя активными мальчиками, мы собирались проехать по трём провинциям, пересечь два часовых пояса и преодолеть впечатляющие 840 миль без их электронных устройств.
Доступ к платфоме был безупречным, поскольку наш отель, Nova Scotian — основанный в 1930 году для обслуживания пассажиров Canadian National — был связан с вокзалом защищенным переходом, защищающим нас от проливного дождя за пределами. За тридцать минут до запланированного отправления в 11:30 утра мы катили наш багаж из роскошного мраморного лобби с латунными акцентами в потрясающий атриум в стиле «бэо-арт» станций. Трое сотрудников Via Rail ждали нас на подиуме, чтобы сканировать наши билеты, наглядно показывая Дезмонду и Виктору, как закрепить голубые браслеты, которые указывали на наши резервированные места в «спальном классе». Большие сумки могли быть сданы в багажный вагон для последующего получения в Монреале, но мы выбрали небольшие сумки для упрощения.
Дезмонд и Виктор были в восторге от своей уютной комнаты, где находились туалет, душ, раскладная койка, доступная по узкой лестнице, и скрытые отсеки для банок имбирного эля, которые они взяли в лаунже Via Rail в Галифаксе. Пока они обустраивались, я воспользовался возможностью выйти на платформу, чтобы поближе рассмотреть поезд, который станет нашим домом в следующие 23 часа. «Океан» состоял из множества разных вагонов — отражая богатую историю железных дорог. Поезд вёл два мощных дизель-электрических локомотива, способных справляться с разными типами местности и длинными грузовыми составами. В задней части поезда находились массивные вагоны из нержавеющей стали середины 20 века, в основном предназначенные для пассажиров. Посредине располагались наши компактные спальные вагоны, изначально предназначенные для ночных поездок в Европу, и позже купленные Via Rail на вторичном рынке в 2000 году.
Примечательно, что отсутствовал «парк», где на нашем первом путешествии «координаторы обучения» проводили с нами беседы о новошотландских тартанах и правильном использовании раковины для омаров. Из-за сложных изменений на путях в Галифаксе панорамные вагоны в настоящее время не были в эксплуатации, хотя они по-прежнему работают на канадских рейсах от Торонто до Ванкувера и маршруте Скина в Британской Колумбии. Однако Дезмонд и Виктор были довольны двумя lounge-вагонами посередине поезда, особенно когда они выяснили, что их браслеты дают им неограниченный доступ к безалкогольным напиткам и горячему шоколаду.
Когда мы проходили мимо красно-крытых маяков порта, наш проводник по спальному вагону подошёл, чтобы напомнить нам о резервировании обеда в вагоне-ресторане. Наши спальные билеты не только давали доступ к лаунжу на станции в Галифаксе, но и включали три приема пищи в вагоне-ресторане. Я нашел меню, содержавшее местные ингредиенты, такие как путтанеска из хека, котлеты из лосося и изысканные вина из Новой Шотландии, намного более привлекательным, чем предложения, типичные для американских дальнобойных поездов, где еда подается на пластике, а не на фарфоре. После того как мы наслаждались щедрыми кусками морковного пирога, наши мальчики решили осмотреть поезд, и это дало возможность Эрин и мне расслабиться с кофе, любуясь березами, белыми елями и кленами, которые нас окружали, их цвета контрастируя со спорадическими участками снега, пока мы отдалялись от извивающихся берегов реки Шубенакеди.
В вагоне-ресторане царила оживленная атмосфера разговоров, подогреваемая доброжелательным персоналом. «Путешествовать по Канаде на поезде — это прекрасно», — заметил один из официантов, когда убирал стол. «Вы поднимаете глаза и видите кого-то, рубящего дрова в своем дворе, и тогда понимаете, что находитесь в этом роскошном металлическом цилиндре».
Посетив разговор, полон живых рассказов о приключениях английского пенсионера на Камино де Сантьяго, мы завели беседу с парой, сидящей по ту сторону прохода, которые жили в Галифаксе. Мужчина был 12-м поколением аккадцев, частью клана Шассон — потомков одной из 60 французских семей, которые поселились на территории современного Нью-Брансуика в 17 веке. Хотя я свободно говорю по-французски, мне было сложно следить за разговором между аккадскими франкофонами в лаунже, чья диалект, называемый Чиак, насыщен английскими влияниями. Они мечтали о романтическом уикенде в Монреале, включающем хоккейный матч в Центре Белл, мастер-класс по приготовлению бейглов и посещение роскошного спа на берегу реки.
«По сравнению с полетами, этот поезд невероятно приятен», — воскликнула она. «Мы просто доехали до станции за 20 минут до отправления. Никаких объявлений о ремнях безопасности. Никакого ожидания на взлетной полосе. Поезд просто тихо отправляется со станции. Мы даже смогли увидеть, как проходил наш дом».
Вернувшись в наш спальный вагон, я обнаружил, что Дезмонд спит на верхней койке, в то время как Виктор был увлечен последней книгой «Собака Человека». В нашей каюте, где служащие готовили наши кровати во время ужина, я устроился для расслабляющего послеобеденного отдыха, завороженный живописным ландшафтом за окном.
Квинтэссенция канадских железнодорожных путешествий — размытый вихрь сосен и наклонившихся деревянных телефонных столбов — время от времени открывалась, показывая захватывающие виды на красноватые приливные плоские и озера, населенные канадскими гусьми, вернувшимися с ежегодной миграции. Каждый раз, когда мы остановливали, я выходил, чтобы запечатлеть фото на великолепно поддерживаемых станциях в Амхерсте, Роджерсвилле и других.
Наше путешествие на север через снежные высоты восточного Нью-Брансуика следовало по изначальному маршруту межколониальной железной дороги, предназначенной для быстрого транспортирования британских войск из Галифакса в Квебек. Сэр Сэнфорд Флеминг, известный как разработчик первой почтовой марки Канады и сторонник международных часовых поясов, наблюдал за строительством. Он гордился тем, что проектировал линию, позволяющую превзойти стандарты конкурентов, используя камень и железо для мостов, а не древесину. Обоснование для межколониальной была предотвращение потенциальной аннексии Канады Соединёнными Штатами — мысли, снова возникающей в современном Канаде, и когда линия была открыта в 1872 году, она была стратегически расположена далеко от границы с Мэном, чтобы сократить риск агрессии США. К 20 веку поезд стал популярным выбором для американских туристов, посещающих знаменитые лососевые реки Нью-Брансуика.
Во время ужина, когда мы проезжали по железным мостам, пересекающим ветви реки Мирамичи, наша скорость снизилась до менее 30 миль в час, в то время как поезд качался по неровным путям. Проезжая через Батерст и на фоне заката, мы собрались в лаунж-вагоне для приятной семейной карточной игры в «Псих» под крики веселых. Ночью ритмичный стук колес на рельсах убаюкивал нас в наших койках среди периодических вспышек красных знаков на переездах.
Проснувшись, «Океан» возвращался от объезда к Сент-Фой недалеко от Квебек-Сити, а восход солнца заливал золотым светом через Пон-де-Квебек. В детской комнате Дезмонд потянулся, пробуждаясь вяло, в то время как Виктор, который любит ранжировать впечатления, заявил, что его недавний сон был одним из лучших, что он когда-либо испытывал.
Проснувшись в поезде, мы единодушно согласились, что это было прекрасное начало дня. После быстрого нарушения попытки побриться я решил обойтись без душа в комнате и присоединился к Эрин и детям, которые уже наслаждались лимонными блинами с рикоттой и омлетами в вагоне-ресторане. Когда наш проводник делился историями о наблюдениях дикой природы на фоне железнодорожных путей, Виктор, запечатлевая на своей Полароид-камере, чуть не захватил пару оленей с белыми хвостами, пасущихся на фермерском поле.
К 11 утра поезд плавно преодолел пути через мост Виктории Джубилей, который покоится на ледоколах, установленных в 1860 году под руководством Роберта Стефенсона, сына Джорджа, создателя «Рокета» — на первой в мире межгорода пассажирской линии. Пересечение реки Святого Лаврентия ознаменовало наше возвращение в Монреаль, прибыв полчаса с опозданием, что означало завершение нашего приключения.
Хотя это путешествие завершило наш текущий маршрут, Дезмонд и Виктор наслаждались своим первым опытом ночного поезда, возможно, получив удовольствие даже больше, чем мы с Эрин, когда проехали на «Океане» два десятилетия назад.
Когда мальчики пробирались сквозь шумную утреннюю толпу понедельника на Центральном вокзале Монреаля, их отец тайком просматривал доску отправлений Via Rail, размышляя о том, куда могут привести наши следующие железнодорожные приключения.