Овертуризм как антипример: где и почему путешественникам не рады местные
Избыток туристов в некоторых городах приводит к неприятным последствиям: от порчи достопримечательностей до повышения цен на жилье для местных жителей. Рассказываем, где проблема достигла апогея и как власти пытаются бороться
Последние двадцать лет до пандемии прошли под эгидой стремительного развития международного туризма — за это время он вырос вдвое. Сейчас, когда ограничительные локдауны позади и трафик оправился от потрясений, популярные туристические направления, казалось бы, должны торжествовать. Но моментально ситуация изменилась. Туристам теперь рады далеко не везде.
В последний год-два в мире все больше говорят о так называемом овертуризме (от англ. overtourism — избыточный туризм), его негативном влиянии на жизнь местных сообществ и сохранность достопримечательностей. Если в времена пандемии регионы и даже целые страны, десятилетиями жившие за счет притока туристов, жаловались на потерю доходов, то теперь выясняется, что туризм для отдельных регионов перестал быть благом: путешественников обвиняют в порче городского имущества и исторических памятников, отсутствия уважения к местной культуре и обычаям.
По данным Всемирной туристской организации UN Tourism (до 2023 года — UNWTO), за семь месяцев 2024 года мировой туристический поток составил 96% за тот же срок 2019 года. Почему же на эту чрезвычайность стали жаловаться именно сейчас, когда отрасль еще даже не достигла доковидных показателей?
В путешествии ради селфи
Причина в совокупности сразу нескольких факторов. Это отложенный спрос у путешественников, с одной стороны, и вызванное локдаунами изменение привычек в пользу более спокойного ритма жизни — с другой. Еще стало больше цифровых кочевников, чья миграция в популярные туристические места изменила рынок недвижимости и принесла непривычные запросы и практики. Параллельно растет количество авиаперевозок и предложений аренды квартир: они сделали путешествия более доступными. Туризм, по своей природе призванный способствовать взаимопониманию и культурному обмену между народами и странами, превратился в одну из форм потребительства. Этому способствовало и достигшая апогея популярность соцсетей.
Согласно опросу, который в прошлом году провела компания American Express среди жителей Австралии, Канады, Гонконга, Мексики, США и Великобритании, 49% путешественников при планировании поездки ориентируются на мнения популярных блогеров. 36% всех опрошенных признались, что хотят похвастаться своими путешествиями в соцсетях, а среди миллениалов и поколения Z доля таких составила 49%. Для многих туризм перестал быть осознанным: по данным American Express, 49% путешественников отправляются в путешествия вообще без каких-либо четких планов.
Больше туристов — меньше комфорта
По количеству проблем, вызванных овертуризмом, лидируют города Европы. Недавно отраслевой сайт Holidu.de, Euromonitor International и Немецкий институт экономических исследований составили топ-лист самых перегруженных путешественниками европейских городов. За основу был взято соотношение местного населения и количества туристов по итогам 2023 года. Первое место занял хорватский Дубровник, в котором на одного горожанина приходилось 27 туристов. Такой бешеной популярностью город обязан не только любителям пляжного отдыха, но и, например, поклонникам сериала «Игра престолов», съемки главных сцен которого проходили в этом среднемгороде. На втором месте — греческий остров Родос, число туристов на котором в прошлом году превысило местное население в 26 раз, а отели подорожали на треть. Венеция с 21 туристом на одного венецианца на третьем месте, четвертое занимает столица Крит Ираклион (18), пятое — Флоренция (13). Следующая пятерка выглядит так: Рейкьявик (12 гостей на одного горожанина), Амстердам (12), Лиссабон (11), Порту (10) и Дублин, в котором на одного дублинца приходилось 9 визитеров.
В конце прошлого года портал CNN Travel также опубликовал список городов, страдающих от избыточного туризма и, следовательно, от дополнительного шума, загрязнения, трафика и нагрузки на инфраструктуру. Возглавляют антирейтинг Амстердам, затем идут Афины, остров Бали, Барселона, Майами, Париж, Пхукет и Венеция.
Согласно опросу, который в прошлом году провела компания American Express среди жителей Австралии, Канады, Гонконга, Мексики, США и Великобритании, 49% путешественников при планировании поездки ориентируются на мнения популярных блогеров. 36% всех опрошенных признались, что хотят похвастаться своими путешествиями в соцсетях, а среди миллениалов и поколения Z доля таких составила 49%. Для многих туризм перестал быть осознанным: по данным American Express, 49% путешественников отправляются в путешествия вообще без каких-либо четких планов.
Таким образом, овертуризм стал настоящей проблемой для многих городов. Как показано на примерах, каждый район сталкивается с теми или иными вызовами, и много двойственных реакций со стороны местного населения, которое хочет видеть прибыль от туристов, но не стремится к ухудшению жизни. Более того, это вызывает протесты против туристов в Барселоне и на Санторини, когда в один прекрасный июльский день на маленький греческий остров прибыло 17 000 туристов, а местные жители гордой главы Панос Каваллис призвал не выходить из домов, чтобы гости могли свободно передвигаться по узким улочкам.
Процесс борьбы с овертуризмом требует гибких решений на уровне городских властей и политического руководства. В противность классическим методам, положенные на бумаге о положительных трендах в туризме, тут нужно найти баланс между экономическими интересами и защитой местного населения от чрезмерного давления. Это решается через предложение более разнообразного сервиса, который привлечет большее количество местных жителей и позволить туристам получать новые опыт и глубокое погружение в культуру, а не просто „поститься“ достопримечательности. Необходимость повышать качество жизни в городах — одна из главных задач современных процессоров городских изменений и трансформации в туризме и инфраструктуре
Страна применяет все свои ресурсы для повышения уровня жизни местного населения и в то же время облегчает нагрузку на соответствующий сектор экономики. Работы в этом направлении начнут с ближайшего времени,— об этом заявила Национальная ассоциация туризма. Гибкость и участие местных жителей, правильная система получения информации на месте, навыки работы с временной чертой и обширные новые модули создания и улучшения — точки, на которые должны обратить внимания местные власти для создания города, который тоже будет в полной мере служить местным жителям.
Каждый город, и каждый регион должен осмыслить свои ключевые конкурентные преимущества как для жителей, так и для туристов, и сделать так, чтобы удалось дойти до консенсуса между товаром и уважением к местным традициям, культуре и общинам — действительно долгосрочное направление для создания достойного окружающего мира в любых условиях.