Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями использования..
Accept
Newslive24Newslive24Newslive24
  • Главная
  • Новостные рубрики
    • Вождение
    • Воспитание детей
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
    • Красота
    • Мода
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Роскошь
    • Секс и отношения
  • Закладки
  • Контакты
Поиск
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Reading: Получившаяся выставка «Танец ХХ века» в Еврейском музее
Поделиться
Войти
Уведомление
Размер шрифтаAa
Newslive24Newslive24
Размер шрифтаAa
Поиск
  • Главная
  • Рубрики
    • Роскошь
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Красота
    • Воспитание детей
    • Мода
    • Вождение
    • Секс и отношения
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
  • Закладки
  • Дополнительно
    • Карта сайта
  • Контакты
Have an existing account? Войти
Следуйте за нами
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Newslive24 > Blog > Путешествия > Получившаяся выставка «Танец ХХ века» в Еврейском музее
Путешествия

Получившаяся выставка «Танец ХХ века» в Еврейском музее

Newslive24
Последнее обновление: 14.04.2025 17:24
Newslive24
Поделиться
9 мин на чтение
Получившаяся выставка «Танец ХХ века» в Еврейском музее
Поделиться

Получившаяся выставка «Танец ХХ века» в Еврейском музее

Слева: «Мэри Вигман», 1940. Фото Эдмунда Кестинга. Коллекция центра «МИРА». Справа: Александра Экстер, «Эскиз женского костюма. Салдемия. Танец семи покровов», 1917. Театральный музей им. А. А. Бахрушина

Ефгения Гершкович рассказывает о том, какой получилась выставка «Танец ХХ века. Матисс, Malevich, Дягилев, Кандинский и другие»

Еврейский музей и центр толерантности, известный нестандартными ракурсами во взгляде на определенную тему, открыл новую выставку «Танец ХХ века. Матисс, Malevich, Дягилев, Кандинский и другие». Проект, посвященный философии движения, ищет параллели между изобразительным искусством и танцем, самым совершенным способом выразительности, изначально близким к абстрактному языку.

Contents
Получившаяся выставка «Танец ХХ века» в Еврейском музееЕфгения Гершкович рассказывает о том, какой получилась выставка «Танец ХХ века. Матисс, Malevich, Дягилев, Кандинский и другие»«Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать»Искусство движенияУниверсальный языкНовый танец

Хореография и изобразительное искусство в ХХ столетии связывают долгая история постоянного стремления друг к другу. Куратор Мария Гадас традиционно разбила выставку на главы, не особенно подчиняющиеся хронологической логике. В роли архитектора экспозиции выступил художник Алексей Трегубов, большой мастер перекроить пространство до неузнаваемости и наполнять его всевозможными формами, паннусами, прорезами, объектами и инсталляциями. Если вы, зритель, пришли насладиться живописью, фотографиями и скульптурой, то для пущей убедительности вам будет также предложено физически пережить состояния танца: почувствовать границы собственного тела, свободу движения, стать перед зеркалом у станка в первую (или остальные пять) классическую позицию, исполнить пластический этюд.

«Я бы поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать»

Эту фразу из Ницше любила твердить Айседора Дункан, одна из главных героинь нынешней выставки (и главы «Айседора великая»), в буквальном смысле слова совершившая революцию в хореографии. Американка была настоящим интеллектуалом от танца, ставшим для нее способом понимания мира. Ее смелые эксперименты, провозгласившие освобождение движения на сцене, открыли новый язык пластики, отличный от академического, «белого» балета с его жестким корсетом и пуантами.

Балетные туфли Галины Улановой с автографом (Музей Большого театра), «Балерина» в пачке с холста Андри Матисса (Государственный Эрмитаж) иллюстрируют то, от чего призывала отказаться Айседора Дункан, провозглашая «религию красоты человеческого тела»

Она, танцевавшая в тунике, босиком, предположительно в парижском саду Огюста Родена, запечатлена на нескольких кадрах кинохроники 1927 года. «Можно было плакать от умилия. Отсутствие выучки. Восторг радости у плясуньи, как на зеленом лугу», — откликнулся Всевалд Мейерхольд на выступление посетившей Россию Дункан, которая действительна была самой, танцевавшей часами в Лувре, копируя характер движений ваханок, вдохновляясь древнегреческой вазописью и скульптурой.

Излюбленная «дионисийская» поза Дункан с отклоненной назад головой аккомпанирует мраморный рельеф с танцующей менадой I в н. э. (Эрмитаж), деревянный поколенный торс работы Сергея Коненкова (Смоленский музей-заповедник), лист Льва Бакста «Античная танцовщица» (ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Выставка выставки «Танец ХХ века. Матисс, Malevich, Дягилев, Кандинский и другие»
Выставка выставки «Танец ХХ века. Матисс, Malevich, Дягилев, Кандинский и другие»

Айседора с опытами русских живописцев, Валентина Серова, Максимилиана Волошина, Константина Богаевского, делающих попытки создания неоклассического пейзажа, освобожденного от случайностей и приобретущего мгновенный материальный шанс.

Танцовщица породила целое движение так называемых дунканисток, хореографические студии которых существовали вплоть до 1930-х годов, в том числе в СССР. Уникальную видеозапись «Дунканисток, танцующих в Итальянском дворике Пушкиного музея в Москве. 1930 г.» на выставку передала английская последовательница Айседоры в третьем поколении Барбара Кейн. Девушки в античных туниках, осколки прошедшей эпохи, выступают перед пионерами.

Выставка выставки «Танец ХХ века. Матисс, Malevich, Дягилев, Кандинский и другие»
Выставка выставки «Танец ХХ века. Матисс, Malevich, Дягилев, Кандинский и другие»

Дункан ратовала за возвращение человека к его естественному состоянию и слово «природа» всегда писала с большой буквы. Выставка предъявляет вниманию публики такие примеры обращения к природе из параллельной области изобразительного искусства, как «Корневые скульптуры» 1920-х годов футуриста Михаила Матюшина (Музей органической культуры в Коломне), карандашные рисунки «Елка» и «Сосна» его жены Елены Гуро и «Бычок» Франца Марка, основателя объединения «Синий всадник», обожестлвлявшего животный мир и считавшего его высшей формой жизни на земле.

Искусство движения

В главе, посвященной хореографическим экспериментам, рассказывается о балетмейстере Касьянене Голейзовском, ученике Михаила Фокина и Александра Горского. Дерзкий новатор, начавший в классической хореографии, не был похож ни на одного из предшественников. Он находился в вечном поиске новой выразительности, экспериментировал с движением. Примером пластических новаций Голейзовского стала адаптация кабаре «Мулен Руж» к советскому контексту. Знаменитый танец коллектива «Гёрлз» сохранил киноленту «Цирк» Григория Александрова, где девушки в сверкающих купальниках, выстроившись лесенкой в «многоэтажный торт», создают динамичный орнамент. При смене эстетических ориентиров и политической обстановки в 1930-е годы Голейзовский, хотя и предпринявший попытки ставить физкультуры парады с бесконечными движущимися пирамидами, попал в опалу.

Балет «Желтый звук»
Балет «Желтый звук»

Отдельная стена на выставке отведена «культуре здорового тела», положившему конец эксцентрическим танцам, рисункем на кальке «Девушка в футболке» Александра Самохвалова, холсту «Песня революции» Николая Чернышева, черно-белым фотофиксациям гимнастических упражнений 1920–1930-х годов (коллекция центра «МИРА»).

В 1923 году при Российской академии художественных наук, созданной по инициативе Василия Кандинского, появляется «хореологическая лаборатория» во главе с энтузиастами Алексееем Сидоровым и Александром Ларионовым, изучающими танец как академическую науку. От лаборатории остались только папки с протоколами заседаний и графическими стенограммами танца (Театральный музей им. Бахрушина). На заседаниях обсуждалось очень многое: какой танец станет танцем будущего, как записывать фазы движения, как передавать танец на бумаге. Лаборатории проводились выставки «Искусство движения», в которых неизменно участвовали работы фотографа Николая Свищева-пала, виртуоза владевшего техникой гуманитарной фотопечати и техникой бромель, дающей эффект мазка кисти на полотне.

Универсальный язык

Нина Коган, одна из преданных учениц Казимира Малевича, член группы УНОВИС, поставила «Супрематический балет», который был показан публике 6 февраля 1920 года в Витебске на вечере в Латышском клубе. Представление, примерную реконструкцию которого можно увидеть на выставке, визуализировало теорию движения супрематических форм в пространстве. Малевич, основатель абстрактного искусства, сам балетов не ставивший, считал, что его универсальная система применима ко всем формам искусства, в том числе танцу.

Другому лидеру живописной абстракции, имя которого заявлено в названии выставки, Василию Кандинскому, удалось показать замысл балетной постановки «Желтый звук». Художник написал текст, легший в его основу. Идя по стопам Александра Скрябины, Кандинский пытался синтезировать все виды искусства: живопись, музыку и движение. Осуществлялись эксперименты в Мюнхене художнику помогал танцовщица, русский эмигрант Александр Сахаров, который буквально «танцевал живопись».

Мало кто знает, что Михаил Ларионов, звезда русского авангарда, работающий с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами», выступил не только в амплуа художника, но еще и как хореограф. Приступая к постановке балета «Шут» Сергея Прокофьева в 1921 году, Дягилев поссорился с балетмейстером Леонидом Мясиновым. Так и возникала идея привлечь Ларионова к постановке танцев, за что художник взялся с большим энтузиазмом.

Раздел, посвященный Дягилеву и времени, когда художники приходят работают в театр, наполнен эскизами костюмов того же Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Александра Бенуа, фотографиями новаторских постановок балетов «Пара» «Полуночное солнце», «Кошка» и других.

Лев Бакст, «Античная танцовщица» (с автографом М.М. Фокину). 1907–1908 (?). Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Лев Бакст, «Античная танцовщица» (с автографом М.М. Фокину). 1907–1908 (?). Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Новый танец

Небольшая глава переносит зрителя в совершенно иную географию.

В Японии в 1959 году возник театр буто, выражающий боль и ставший способом переживания этой боли. Видео номера буто в темной нише выставки демонстрирует то, как искусство пластики, краинный грутеск облика танцора, чрезмерная трансформация его ломанных движений, рифмуется с произведениями немецких художников-экспрессионистов.

Кроме Оно, основателя театра буто, был учеником и последователем немецкой танцовщицы Мэри Вигман, для танца модерн как раз и открывшей язык экспрессионизма. Обучаясь ритмической гимнастике, Вигман решила познакомиться с экспрессивным танцем хореографа Рудольфа фон Лабана, чья особенность была танец при полном отсутствии музыки.

В 1914 году Мэри Вигман выступила с сильным номером «Танец ведьм» под ритм ударных инструментов. Под впечатлением от этого экстатичного танца основала группы «Мост» художник Эрнст Людвиг Кирхнер в середине 1920-х годов создает полотно «Пляска смерти Мэри Вигман».

Роберт Рау́шенберг, «Русская роза», (1990–1991). Государственный Эрмитаж
Роберт Рау́шенберг, «Русская роза», (1990–1991). Государственный Эрмитаж

Время и ритм, задающий интенсивность движения в танце, формируют направления выставки. Последние главы «раззвучивают» футуристические работы Ивана Клюна, Александра Экстера, Казимира Малевича, фотографии Саши Манцевой, Александра Гусева, знаменитое «Болеро» в постановке Мориса Бежара с танцором Хорхе Донном, фрагменты острых постановок современных хореографов, шведа Мата Эка и израильтянина Охаду Нахарину.

Вам также может понравиться

Исследование Сан-Себастьяна: Кулинарный Оазис с Яркими Японскими Влияниями

Фонд Still Art Foundation провел церемонию награждения обладателя гранта по fashion-фотографии

Топ-10 круизных линий для незабываемого свадебного опыта

Открывая элитный шопинг и стильные отели Токио в Гиндзе

Благотворительный ужин и японская вечеринка: куда отправиться на неделе

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Будьте в курсе событий! Получайте самые свежие новости прямо на свой почтовый ящик.

    Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с правилами обработки данных, изложенными в нашей Политике конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время.
    Поделиться новостью
    Twitter Whatsapp Whatsapp Reddit VKontakte Telegram Копировать ссылку Печать
    Поделиться
    Предыдущая статья Врач отметила полезные фрукты при диабете Врач отметила полезные фрукты при диабете
    Оставить комментарий Оставить комментарий

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Мы в сетях

    69.1kFollowersFollow
    136kSubscribersSubscribe
    4.4kFollowersFollow
    23.8kReadersFollow

    Последние новости

    Врач отметила полезные фрукты при диабете
    Врач отметила полезные фрукты при диабете
    Еда и напитки 14.04.2025
    О рисках резкого потепления: мнение российских врачей
    О рисках резкого потепления: мнение российских врачей
    Красота 14.04.2025
    Минеральная вода получила название для улучшения состояния кожи и волос
    Минеральная вода получила название для улучшения состояния кожи и волос
    Еда и напитки 14.04.2025
    Какие грибы собирать осенью? Где и какие растут, как отличить полезные от опасных
    Какие грибы собирать осенью? Где и какие растут, как отличить полезные от опасных
    Еда и напитки 14.04.2025
    //

    Newslive24.ru – ваш надежный источник актуальной информации.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

      Newslive24Newslive24
      Следуйте за нами
      © 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
      • Главная
      • Новостные рубрики
      • Закладки
      • Контакты
      Go to mobile version
      newslive24.ru newslive24.ru-transparent
      С возвращением!

      Войдите в свою учетную запись

      Имя или email адрес
      Пароль

      Забыли пароль?