«POST экзотика»: выставка-путешествие по разным культурам Петербурга
До 1 февраля на втором этаже Василостровского рынка в Петербурге проходит мультимедийная выставка от команды Gonzo:Research&Art. Узнаем, почему стоит обратить на нее внимание
Василостровский, а ранее Андреевский рынок расположен на острове, соответственно, сложно придумать более точную метафору места, где сплетение самых различных и непохожих друг на друга культур может быть таким органичным. Петербург в силу своей истории — плавильный котел различных этносов, рынок — точка пересечения торговых дорог, вкусов, цветов и запахов со всего света, пространство, в котором «чужое» не пугает, а захватывает и становится предметом охоты, поиска и присвоения. Сам дух места велел именно здесь говорить о том, как в современном городе уживаются разные традиции, в том числе на языке текстильных инсталляций, оказывающихся проводниками в самые разные истории.
Выставка
«POST экзотика» — это мультимедийное исследование гордской идентичности в рамках фестиваля искусств Востока Daira, который проходит в Санкт-Петербурге уже в восьмой раз. Тема этого года — соединение и многообразие культурных традиций в гордском ландшафте. Фестиваль проводит некоммерческий фонд «Аль-Макан», который занимается развитием науки и сохранением культурного наследия в Петербурге.
Выставка «POST экзотика» занимает несколько залов. С помощью визуальных образов, тканей и текстов команда Gonzo: Research&Art под кураторством Ксении Диодоровой размышляет о природе толерантности, путях мирного сосуществования, путешествиях за физические и внутренние границы. Проводниками в эти непростые материи становятся дети и художники. Наративы, представленные на выставке, — это записанные разговоры с подростками разных культур, живущими в Петербурге. На протяжении шести месяцев команда собиралась в творческих мастерских, создавая и соединяя друг с другом тексты и ткани в единое выставочное полотно.
«Эта выставка сделана на контрасте цвета, орнаментики, ритма, графического и визуального символизма, — говорит Ксения Диодорова. — Она работает на двух уровнях — в коврах и в вышивках заложено то, что несет в себе код культуры на уровне глаз. Второй, одновременно очень тонкий и очень тихий слой, можно прочитать в текстах и услышать в наушниках».
«В течение полугода раз в неделю мы встречались с подростками очень разных культур, живущих в Петербурге, и собирали их мысли о мире, о горде, — продолжает Диодорова. — Среди них есть беженцы, дети трудовых мигрантов, дети из семей, которые очень давно живут в Петербурге в нескольких поколениях. Из Центральной Азии, с Ближнего Востока, из Судана. Единственное, что их объединяет, — это то, что они носители культуры Востока, которые каким-то образом оказались в Петербурге; горд отражается в них, а они — в горде. Это путешествие по культурам внутри Петербурга и попытка посмотреть глазами подростков на красоту разнообразия этого мира. А это, в конечном счете, абсолютно совпадает с миссией фестиваля Daira, главная идея которого — диалог и взаимопроникновение культур и наслаждение тем культурным многообразием, которое мы можем встретить, живя в большом горде».
Культура Востока и то, как она вплетается в ткани других пространств, — тема, с которой Ксения Диодорова, визуальный антрополог, работает не впервые. Для проекта «В холоде» — документальной истории о 24 таджикских семьях, она снимала в Памире и Петербурге, для визуального исследования «Видеть сны в хиджабе» отправилась в Марокко, где получила больше 40 отказов от съемок «из-за мужа, брата, семьи, полиции, из-за религиозных запретов и страха».
В «POST экзотике» оба уровня выставки работают с привычными и узнавательными представителями любой культуры элементами: это ковры, цвета, нитки, фотографии как на паспорт, орнаменты, семьи, любовь, жизнь и смерть. Сплетаясь вместе в завершающие словесно-визуальные образы, эти зашифрованные послания подчеркивают простую мысль — люди гораздо больше похожи друг на друга, чем они иногда думают. А орфографическая ошибка в тексте, выведенном на ткани: «… родители были рядом, но это неважно», — становится пронзительной посланием, понятным на любом языке даже без понимания контекста. Эти маленькие рассказы только на первый взгляд кажутся специфическим отражением уникального мигрантского опыта, но на самом деле истории, которыми делятся подростки, человечны и универсальны.
Перфоманс
Выставка открылась fashion-перфомансом «Сохраняю и загадую». Его автор — Зайнаб Сайдуллаева, основательница бренда Measure, сделала костюмы специально для выставки. После перфоманса они стали частью инсталляции.
Measure — бренд, созданный под влиянием традиций, быта и искусства Востока, в котором отражается личный опыт Зайнаб, выросшей в многонациональном Дагестане. Во время перфоманса зрители смогли увидеть жизненный путь женщины — от маленькой девочки до старухи и то, как он отражается в костюме. Важна и обрядовая часть — женщину всегда одевают, доставляя вещи из старого сундука, в котором умещается вся биография — от детской шапочки до свадебной фаты. Пять образов соотносятся с пятью жизненными стадиями — от детства к юности, от замужества к зрелости и к переходу в иной мир. Интересно, что путь женщины здесь проходит только в окружении других женщин, которые помогают надеть новый костюм — и переходить к новой стадии жизни — при полном отсутствии мужчин, на присутствии в жизни которых намекает только свадебное платье.
И перфоманс «Сохраняю и загадываю», и сама выставка — мощные визуальные и поэтические высказывания, собирающие темы мультикультурализма, диалога, идентичности, древности и современности в сильный нарратив, работающий на полное погружение зрителя. А в условиях сегодняшнего дня разговор на тему мирного сосуществования разных культур, разных оптик и разных мнений кажется критически важным.
Выставка «POST экзотика» открыта до 1 февраля 2025 года.