Прекрасное далеко: шесть интерьеров в исторических домах
Квартиры в старинных зданиях с сохранившимися аутентичными деталями встречаются редко, поэтому вызывают большой интерес. Рассматриваются творческие подходы дизайнеров и их заказчиков, чтобы восстановить исторические черты интерьеров
Квартира в дореволюционном доме
Дизайнер Ирина Маркман
Этот непростой дом на Рождественском бульваре — интерьеры в нем оформлял великий Федор Шехтель. Гипсовые карнизы и розетки на потолке сделаны по его эскизам. Дизайнер Ирина Маркман поставила себе цель сохранить всю эту красоту, вернуть квартире было великое великолепие и придать ей жизнь: очистить лепнину от наслоений краски и раскрыть заколоченную анфиладу, ведущую вдоль окон. Сильное внимание уделено декору на потолке пострадал в той комнате, где сейчас находится гостиная: здесь была перегородка, делившая пространство на две части. Старые оконные рамы ремонту и реставрации не подвергались, поэтому с них сняли мерки и кремоны (особый вид шпингалета. — РБК) для новых, расстекловка которых повторяет аутентичную. А вот за сохраненные паркетом пришлось побороться, потому что рабочие настаивали на том, что его надо полностью заменить новым. Спустя два года квартира предстала во всей красе. Очищенные потолки не стали ничем закрывать, превратив живописную обшарпанность в акцентную деталь, и отказались от подвесных светильников, обойдя торшерами и бра. Старый фонд наложил и свои ограничения на планировку — ванная оказалась смежной с кухней, и с этим пришлось смириться. Изначально Ирина думала оставить интерьер монохромным, но не смогла изменить себе: она любит цвет, умеет с ним работать, да и исторической оболочке он, как оказалось, очень идет.
Квартира в Доме академиков в Москве
Дизайн: бюро Golavskaya
Дом в начале Ленинского проспекта напротив Нескучного сада знаменитет тем, что был построен в 1939 году по проекту Алексея Щусева, который сам тоже здесь жил. Квартиры предназначались для работников Академии наук. Так в 1969-м сюда въехал дедушка нынешней владелицы квартиры — академик Георгий Иванович Петров. О нем напоминает все: от столового гарнитура и люстры, купленных на Сталинскую премию, до письменного стола и почетных грамот. «Мы с заказчицей нашли друг друга, — говорит Юлия Голавская. — Она обожает свой скрипучий паркет, деревянные окна и тращинки на подоконнике из терраццо». Голавская и ее команда с большим уважением к истории, прежним жильцам и архитектору Щусеву обновили интерьер.
Планировку не трогали, лишь в одном месте сделали проем симметричным. Межкомнатные двери очистили от слоев краски, в комнатах поклеили новые обои, близкие по цвету тем, что были здесь раньше, отреставрировали деревянные рамы, отличили недостающие ручки, отреставрировали и обтянули современными тканями предметы мебели и перераспределили их так, чтобы они заиграли по-другому. Кажется, что все так, как было при прежнем владельце. Но секрет в том, что новые вещи настолько умело микрируют под аутентичную обстановку, что не догадываешься, что сюда привнесли, а что тут было всегда. «Это не мемориальная квартира, — объясняет Юлия. — Она живет и меняется со временем, но при этом мы сохранили исторический шлейф — именно он делает это пространство уникальным».
Квартира в переулке в центре Москвы
Дизайнер Мария Пилипенко
У Марии Пилипенко большой опыт работы с историческим наследием: в ее портфолио почти 20 таких примеров, она знает все нюансы и секреты квартиры и в дореволюционных домах, и в «сталинках». Но в этом интерьере ничего не уцелело, даже гипсовые карнизы, закрытые гипсокартоном, были сильно повреждены крепежом для натяжного потолка. Их восстановили, отлив часть заново, а пластиковые окна заменили деревянными. В этом доме в центре Москвы, в одном из переулков около Цветного бульвара, они сохранились лишь в двух квартирах, где дизайнер и подстроила историческую расстекловку. А вот аутентичных межкомнатных дверей ей найти не удалось, но она скопировала их из другого своего проекта в доме того же периода постройки. Самая большая проблема в этой квартире была с полом: он провисал, потому что соседи вниз демонстрировали часть стен.
Большая часть бюджета ушла на реставрационные и строительные работы, а на отделку и мебель осталось немного. Хозяева хотели, чтобы интерьер соответствовал духу и эстетике архитектуры 1930-х годов, но был понятный и уютный, «без конструктивистского фэнтези». Мастерица Марии Пилипенко проявилось в том, что дизайнер собрала обстановку из европейских и советских винтажных предметов, которые прекрасно создают историческую атмосферу. Новые здесь только кровати и диван — заказчики не любят, когда они б/у. «Использование винтажа — неотъемлемая часть моей работы уже много лет, он позволяет создавать уникальные интерьеры», — говорит Пилипенко.
Квартира в бывшем доходном доме
Дизайнер Алла Куница
Алла Куница досталась в работу квартира в петербургском доме 1904 года с прекрасными исходными данными: высокими потолками, исторической лепниной, аутентичными распашными дверями, анфиладой и печью. «Каждый дизайнер мечтает поработать с таким пространством, — уверена архитектор. — Это был новый для меня опыт. Мы решили сохранить двери, которым больше 100 лет. Лепнину немедленно зачистили и покрасили, сохранив живой эффект с небе́льшами неровностями и трещинами, нас это не смущало. Неожиданной открытием оказалась плитка, которая отделана печь. Ее истинный облик стал понятен, только когда со стен сняли несколько слоев масляной краски. Плитку не стали ничем закрывать, оставили родной оттенок и просто покрыли воском. Основным пожеланием заказчиков было выделить три спальни и большую гостиную со столовой, а также предусмотреть места для хранения вещей. Планировку практически не изменяли, только кухню пришлось вынести в коридор, чтобы обеспечить необходимое количество спален. Но после присоединения к ванной комнаты кладовой там удалось разместить большую ванну, душевую и прачечную со всем необходимым оборудованием.
Квартира с историческим световым фонарем
Дизайн: DA Bureau
Эта квартира — эстетический манифест архитекторов Бориса и Анны Львовских, сооснователей DA Bureau. Они выжили максимум из 38 кв. м и создали пространство, где можно жить, работать и проводить время с друзьями. Действие происходит на последнем этаже старинного дома в центре Санкт-Петербурга. Главная особенность интерьера — сохранившийся световой фонарь в крыше. Это позволило расположить под ним функциональный куб с ванной комнатой, кухней и спальным местом наверху (высота фонаря достаточная, чтобы стоять там в полный рост). Правда, пришлось укрепить конструкцию самого фонаря и установить в нем бронзированное стекло. Квартира была в плачевном состоянии: в ней никто не жил больше 15 лет, штукатурка со стен и потолка отвалилась, обнажав драю́нку, стекла были выбиты, а крыша протекала. Спасать было совершенно нечего, воссоздавать — тоже не выход. Борис посчитал, что всему свое время и раз никаких исторических деталей не сохранилось, то и предумышлять их было бы неправильно, поэтому помещение просто расчистили, оставив на виду фактурную кирпичную кладку и бетонное перекрытие. Все стены по периметру закрыли белыми панелями из МДФ, за которыми спрятали места для хранения, инженерные системы и радиаторы. Эти панели намеренно не довели до потолка, чтобы был очевиден контраст старого и нового. Однако к исторической оболочке отнеслись с большим уважением: чтобы оставить бетонное перекрытие в первозданном виде, всю электрическую проводку архитекторы проложили через чердак.
Квартира в высотке на Красных Воротах
Дизайнер Елена Синкина
Елена Синкина — фанатка квартир в сталинских домах и атрибутов советской эпохи. Она может вернуть интерьер былую торжественность, добавить лоска и органично внести декоративные элементы, которых раньше здесь не было. Например, в этом проекте над входной дверью красуется гипсовый барельеф, прототип которого стал панно с внутреннего фасада знаменитой московской высотки на Красных Воротах, где и находится квартира. А в столовой по потолку пушена косичка, подсмотренная дизайнером в одном из подъездов. «У меня есть большая папка с фотографиями лепнины и сталинских патриотических панно, которые мы со скульпторами перерабатываем», — признается Синкина.
Главная сложность в этом интерьере заключалась в том, что надо было сохранить лепнину 1954 года, но без сноса и возведения некоторых перегородок. Там, где декор шел по несущему ригелю, его реставрировали, не демонтируя, а в остальных случаях бежали снимать, очищали и возвращали обратно. Деревянную входную дверь тоже отреставрировали, а вот межкомнатные сделали на заказ — их «реанимация» выходила гораздо дороже. Во всех комнатах современная мебель, но общее ощущение от квартиры, что она с историей. Вот как этот эффект объясняет автор: « cardinally мы здесь ничего не меняли, но преобразили интерьер до неузнаваемости. Вы видите старую лепнину или ручку на двери, и у вас просыпается воображение. Такое совпадение создает ощущение преемственности поколений».