Когда я рассказываю о своей профессии, многие удивляются, узнав, что я летаю на самолете примерно каждые две недели, хотя меня мучает тревога во время полетов.
Мой страх усилился после ужасающего опыта во время рейса из Орландо, Флорида, в 2022 году. Самолет столкнулся с сильной турбуленцией, молнии ударили в крылья, и экипаж оставался молчаливым и пристегнутым почти восемь часов. С тех пор у меня возникла легкая неприязнь к полетам или, в худшем случае, глубокий страх. Мое восприятие воздушных путешествий делится на две части: до и после того злополучного рейса BA2036. Хотя я всегда опасался беспорядков в воздухе, теперь даже незначительные колебания приводят меня в состояние паники.
Я не одинок в своей тревоге; статистика показывает, что около 25% людей испытывают страх перед полетами. Обычные триггеры включают клаустрофобию, опасения по поводу технических неисправностей и катастроф или страх перед турбуленцией — иронично, что эти проблемы усугубляются ухудшением условий турбулентности, особенно через Атлантику, из-за изменения климата, как отметил Пол Уильямс, профессор атмосферной науки в Университете Рединг.
До сих пор этот страх не мешал мне летать, хотя наше летнее путешествие во Францию будет на поезде — это многое говорит о моем нынешнем состоянии. Поняв, что мне нужна помощь, я обратился за поддержкой, чтобы вернуть себе удовольствие от полетов и, что самое главное, чтобы заснуть во время долгих рейсов, вместо того чтобы anxiously считать минуты до приземления. Я решил изучить программу easyJet, которая проводит курсы с 2012 года и помогла более 1400 людям справиться со страхом полетов, что побудило меня записаться на их 200-й курс Fearless Flyer.
Этот курс бюджетной авиакомпании сочетает онлайн-модули — 16 сессий продолжительностью от 4 до 20 минут каждая — с пожизненным доступом, что позволяет участникам возвращаться к материалам по мере необходимости. Дополнительная стоимость за практический полет составляет £294 с человека, что контрастирует с комплексными дневными очными сессиями British Airways, цена которых составляет £399.
Курс easyJet организован на три раздела. Первые пять модулей погружаются в психологические основы страхов полетов, рассматривая различные триггеры — будь то клаустрофобия, панические атаки или турбуленция — при этом включаются идеи Лоуренса Лейтона, специалиста по психологии страхов и ведущего документального фильма Channel 4 о страхе полетов. Он советует: «Сосредоточьтесь на том, что вы хотите, а не на том, что вы не хотите.» Повторяя такие утверждения, как «Я чувствую спокойствие», он настаивает, что можно повлиять на свое эмоциональное состояние.
Визуально привлеченное содержание иллюстрирует, как наш мозг интерпретирует необычные стимулы в воздухе и может ошибочно воспринимать самолет, который разбивается. Одна из сравнений ставит бутылку воды, болтающуюся в транспортном средстве, движущемся со скоростью 30 миль в час, в параллель с ощущениями самолета во время турбуленции. Убедительный факт, который был представлен, заключался в том, что вероятность смерти от удара осла гораздо более вероятна, чем гибель в авиакатастрофе.
В последующих модулях выступает Ричард Джонс, опытный капитан easyJet с более чем 16 500 часами в воздухе, который рассказывает о технических аспектах полетов — таких как источник различных звуков на самолете (например, вентиляторы тормозов и сигналы в салоне) и механизмы, благодаря которым самолет остается в воздухе. Финальная часть акцентирует внимание на стратегиях совладания, включая методы внимательности, такие как глубокое дыхание, метод «соскреби это» для замены негативных воспоминаний и специальные упражнения для расслабления.
Несмотря на то что я понимаю большую часть этой технической информации, моя проблема исходит строго из психологической сферы. Страх возникал с каждым толчком от турбуленции, унося меня назад в ту ужасную ночь над Атлантикой, когда я боялся за безопасность своей семьи.
Применение предложенных техник совладания оказалось полезным. Перед моим недавним полетом из Анталии, Турция, в Гатвик, я уверял себя: «Я спокоен. Я буду наслаждаться и расслабляться в этом полете.» В предыдущих опытах я, как правило, ощущал тревогу при каждом толчке, представляя себе катастрофический пикирующий полет. Вспоминая слова Марка Вейна, основателя инициативы: «Доверьтесь пилотам. Они знают, что делают — просто расслабьтесь. Вы не контролируете ситуацию» — я удивительно смог достичь десяти минут отдыха во время полета, что стало значительным этапом на пути к моему авиационному спокойствию.
Затем последовал практический полет. В солнечное субботнее утро в мае около 80 тревожных пассажиров собрались в Северном терминале аэропорта Гатвика, готовясь к рейсу EZY8899. Этот 50-минутный полет унесет нас из Сарри в Ла-Манш и обратно через Кент.
Поскольку мы предварительно встретились на Zoom, мы рассказали о своих страхах полетов. Я был рад узнать, что многие оказались в подобной ситуации — регулярные туристы из сферы путешествий, которые боялись взлета, посадки и турбуленции. Среди них был новобрачный, стремившийся насладиться медовым месяцем, и женщина, которая не летала уже двадцать лет с момента своей беременности. В конечном итоге некоторые так и не поднялись на борт самолета, а некоторые ушли, даже когда воздушный мост оставался присоединенным.
По мере взлета, пилотируемого капитаном easyJet Марией Пернией-Дигинс, взаимодействия в салоне предоставляли успокаивающие комментарии во время каждого звука и движения. Это способствовало более расслабляющей атмосфере, чем я ожидал.
Однако вскоре после взлета мы столкнулись с турбуленцией, что вызвало слышимое беспокойство среди пассажиров — включая меня. Многие применили техники нажатия, которые они узнали в ходе курса. Члены экипажа быстро пришли на помощь, чтобы успокоить тех, кто выглядел тревожным. Я сосредоточился на своем дыхании, следил за положением крыла относительно горизонта и повторял: «Я спокоен.»
Через интерком Вейн заверял нас, что это нормальное и безопасное явление, побуждая визуализировать самолет, зависающий в желе. Интересное упражнение предложило нам наблюдать за легким движением бутылок с водой на столе — это немного помогло успокоить наши умы.
После стабилизации самолета мы пересекли Ла-Манш, вернувшись над белыми утесами Дувра. Когда сигнальная лампа ремня безопасности погасла, атмосферу в салоне наполнили веселье и товарищество; пассажиры обменивались улыбками и смехом, некоторые даже стояли в проходах. Это было по-настоящему праздничное собрание на высоте 9000 футов — гораздо более воодушевляющее, чем обычно для короткого маршрута, вызывая волну эмоций, которую я впитывал.
Наше приземление в Гатвике произошло менее чем через час после вылета, вызвав хоровое аплодисменты и восторженные возгласы, дополненные звучанием песни «Proud» Хизер Смолл, когда мы получили сертификаты, отмечающие наши достижения как бесстрашных пассажиров. Вейн вновь похвалил нас за прогресс, напомнив: «Самая безопасная часть вашего дня теперь завершена.» Однако настоящая сложность возникнет, когда мой рейс до Орландо будет приближаться через несколько недель.
Испытывали ли вы страх перед полетами и какие стратегии или техники вы считаете полезными? Поделитесь своими мыслями в комментариях.