Погружение в спонтанность путешествий — это моя радость, но вождение представляет собой вызов. Живя в Канаде, где поезда редки и дороги, я знаю, что длительные поездки могут занять дни. Когда я обнаружил свободную неделю в своем календаре, мой путь был ясен: Швейцария, знаменитая своей обширной железнодорожной сетью, является раем для тех, кто любит путешествовать на поезде. В самом деле, можно утверждать, что Швейцария функционирует как железнодорожная система с присоединенной к ней страной.
Для своего шести-дневного приключения я приобрел Швейцарский туристический пропуск, который дает право на неограниченный доступ к поездам, автобусам, трамваям и паромам озер, а также на вход в 500 музеев на срок до 15 дней. Тем не менее, важно отметить, что канатные дороги и фуникулеры не включены (хотя пропуск предоставляет 50% скидку на эти услуги), а некоторым популярным поездам требуется резервирование за дополнительную плату. Я решил не пользоваться Glacier Express или Bernina Express, оба великолепны зимой, но часто полностью забронированы за месяцы вперед. Вместо этого я запланировал исследовать менее известные маршруты, которые доступны круглый год.
Учитывая пунктуальность и интеграцию поездов SBB с другими видами транспорта — как общественным, так и частным — я был уверен, что смогу легко ориентироваться, следуя по своим графикам, останавливаясь в уютных гостевых домах вдоль маршрута.
Я начал свое путешествие в Монтрё, расположенном на восточном берегу Женевского озера, городе, известном своим джазовым фестивалем и мягким климатом, который позволяет расти пальмам на фоне снежных вершин. Этот район вдохновил таких личностей, как Владимир Набоков и Фредди Меркьюри, оба увековечены бронзовыми статуями вдоль набережной. Однако меня особенно привлекла великолепная неоклассическая железнодорожная станция, являющаяся узлом для различных поездов.
На платформах 1 и 2 я увидел знаковые красно-белые двухэтажные экспрессы IC, направляющиеся в Лозанну и Женеву. Тем временем GoldenPass Panoramic, окутанный кремовым цветом, ждал пассажиров, стремящихся насладиться живописным путешествием через просторные окна.
Накануне вечером я проехал на очаровательном синем и белом вагончике линии Монтрё-Глион-Рошерс-де-Най, узкоколейной железной дороге, которая доставила меня в Кокс, поднимая на высоту 1054 метра (3458 футов) для вечера с фондю и местным вином Шассела в отеле и ресторане Le CouCou.
Теперь, в свежий осенний день, я устроился в королевском синем салоне поезда GoldenPass Belle Époque, направляющегося в Цвайсиммен. Элегантно отреставрированный, чтобы напоминать вагон Pullman 1914 года, он имел вышитые сиденья, элегантно накрытые антимкасарами, и очаровательные латунные детали. Удивительно, но он включен в Швейцарский туристический пропуск и курсирует ежедневно в течение всего года.
Когда поезд ожил и два свиста обозначили наш отход, мы начали набирать высоту, проходя через серию серпантинов. Когда поезда Montreux-Oberland-Bernois были открыты в 1905 году, они стали самой длинной в мире электрифицированной узкоколейкой и остаются одной из самых крутых, полагаясь исключительно на трение колес для подъема на 73 метра на километр. Пассажиры переходили от одного окна к другому, чтобы насладиться захватывающими видами на озеро, шато и террасные виноградники Монтрё.
После подъема через густые леса бука и сосны мы вырвались из туннеля в альпийский пейзаж Ла Грюера, с деревянными станциями и аккуратно сложенной дровяной кучи. Мы прибыли в Цвайсиммен как раз вовремя, позволяя мне бесшовно пересесть на следующий поезд в Тун.
Это является примером швейцарской железнодорожной системы — надежной и обильной, предоставляющей путешественникам беспрецедентную свободу. Я решил остаться на ночь в Туне, живописном городке на берегу реки Ааре, где встретил серферов, скользящих по весенним потокам под историческим деревянным мостом.
После спокойной ночи в отеле Krone у реки — с моими путешественническими необходимостями: бесплатным завтраком из мюсли и близостью к станции — я направился к оживленному железнодорожному узлу.
Не проверяя расписание, я знал, что следующий поезд Lötschberger вот-вот прибудет, название которого увековечивает один из ключевых маршрутов с севера на юг через Альпы. В то время как другие пассажиры работали за ноутбуками, я восхищался изумрудной рекой Рона, текущей внизу.
На Спиеце женщина в походной одежде села в поезд прямо перед закрытием дверей. Фанатично взглянув на экран, показывающий нашу остановку, она осознала: «О, нет, я не на том поезде!» С детьми в школе она запланировала дневной поход. Не задумываясь, она заявила: «Я просто найду другую гору!» Она вышла на Мюленене, уверенно шагая к близлежащей тропе.
Прибыв в Бриг, я услышал объявление о неожиданной задержке на 16 минут для моего следующего поезда. Когда он прибыл, я обнаружил, что это поезд EC, обслуживаемый Trenitalia — не швейцарский. Хотя итальянские поезда имеют надежную репутацию в Швейцарии, я нашел его тесным, с пассажирами, стоящими в проходах. В Домодоссоле я поспешно пересел на следующую линию.
Этот поезд был частью линии Центовалли, связывающей Пьемонт — самую швейцарскую область Италии — с Тичино, самым итальянским регионом Швейцарии. Преодолевая потрясающий ландшафт, уже 101 год Центовалли предлагает подлинное путешествие через 31 туннель и 83 моста в расслабленном темпе.
Мой взгляд охватил скалистые утесы и живописные водопады, пока местные жители использовали этот вид транспорта, как автобус, нажимая на звонок, чтобы заказывать остановки на популярных направлениях. По мере приближения к концу моего пути густые леса сменились пальмами.
Наконец-то я оставил самое потрясающее путешествие на последний момент: Gotthard Panorama Express, отправляющийся из Лугано — всего в 20 минутах от Локарно. В отличие от Центовалли, он гладкий и блестящий. Оригинальный Готтардский тоннель, построенный в 1882 году, долгое время был самым длинным в мире, соединяя Германию и Швейцарию через монументальный 15-километровый тоннель. В наши дни пассажиры восходят к небесам, пересекают гору и появляются на потрясающих панорамах.
С большими панорамными окнами в пассажирских кабинах виды были бесподобными. Поезд замедлился во время светозвукового представления, рассказывающего о истории строительства тоннеля и демонстрирующего контрастные виды на красивую деревню Васен. Когда я опустил окна в вагоне для фото, я заснял уникальный момент — местный житель в футболке побежал к стороне поезда, чтобы загнали, размахивая большим швейцарским флагом.
В 2016 году старый Готтардский тоннель был превзойден Готтардским базовым тоннелем, который позволяет высокоскоростным поездам пересекать его, получив титул самого длинного железнодорожного тоннеля. Тем не менее, живописный старый маршрут остается гораздо более очаровательным вариантом.
Путешествуя на поезде по Швейцарии, я действительно ощущаю суть 26 полунезависимых кантонов, объединяющихся, связанных и определяемых путями и общей страстью к их железнодорожным системам. С такой богатой разнообразной языковой палитрой, ландшафтами и подвижным составом, высокие пути всегда остаются предпочтительным путем для любого посетителя.