Скульптуры из гаджетов и электроники: каким получился арт-проект
Бренд restore: представил на выставке ARTDOM серию скульптур, собранных из деталей популярных гаджетов. Рассказывем о новом проекте Василия Кононова-Гредина, который вместо привычных для художников материалов использует айфоны, синтезаторы и смарт-лампы
В этом году в очередном выпуске ARTDOM, проходившем в Москве с 20 по 22 февраля, приняли участие примерно 400 брендов. Согласно формату выставки большинство из них — производители и продавцы дизайнерских объектов и предметов мебели. Были представлены на площадке «Крокус Экспо» и арт-проекты, в том числе несколько галерей, работающих с современным искусством. Тренд на размытые границы между искусством художественным и прикладным намечался уже давно. Секции дизайна растут год от года на всех мировых арт-ярмарках: от московской Cosmoscow до Art Basel в Майами.
Выделялся на ARTDOM корнер бренда электроники restore: (двойточие в названии передвинули из середины в конец слова еще в 2023 году в рамках масштабного ребрендинга). В привычные секционные рамки он не вписываться ни с первого, ни даже со второго взгляда. Сияющее белизной пространство с квадратными подиумами одновременно напоминало и типичный галерейный «белый куб», и минималистичный концепт-стор. Все внимание было сосредоточено исключительно на девяти технологических объектах, которые напоминают то ли причудливые трансформеры, то ли масштабные гаджеты из будущего, с функциями которых современному человеку только предстоит разбираться.
Для своего стенда на выставке restore: пригласил к сотрудничеству современного художника Василия Кононова-Гредина. Свои творения он называет «антиформами», создавая их из деталей самых разных приборов и аппаратов вроде бензопилы или банкомата. В результате получаются лишенные привычных качеств объекты-мутанты, плещущие необычностью своего облика. В 2023 году пересобранный художником в арт-объект «Гелендваген» 1984 года был, пожалуй, самым зрелищным экспонатом на ярмарке Cosmoscow. Совсем недавно в Нижнем Новгороде он представил свой новый проект, для которого поместил один кубометр почвы с Васюганского болота в конструкцию, напоминающую космический самоходный батискаф.
В коллаборации с restore: Кононов-Гредин разработал проект Reassembly («Пересборка»). Это же название, но со своим порядковым номером носят девять скульптур, собранных художником из представленной в магазинах restore: техники. Сочетания получаются самыми причудливыми: один из объектов построен из деталей смартфона и смарт-синтезатора, другой представляет собой микс из электронного пианино и «умной» лампы. «Меня в первую очередь привлекает то, как выглядят объекты, какой потенциал я в них вижу, — объясняет художник. — При этом я стремлюсь к тому, чтобы вносимые изменения раскрывались пластически и привнесли нечто большее в понимание исходных вещей». Для restore: такое разнообразие используемых гаджетов стало удачной возможностью подчеркнуть мультирендерность своего проекта, акцент на которой делается с 2023 года.
Точкой пересечения маркетинговых и художественных задач стало стремление пересмотреть привычное восприятие техники и гаджетов. Василий Кононов-Гредин пытается донести зрителю мысль о том, что ни один предмет не застыв внутри себя, а всегда остается подвижным. «Пересобранные вещи начинают вести себя немного по-другому, а люди иначе на них реагируют, — добавляет художник. — Самый обычный предмет вроде чайника начинает говорить человеку о чем-то другом: о нас самих, о времени, о потоковой природе материальности, ведь даже камни когда-то были звездной пылью».
Для restore: темой пересмотра связана с собственным ребрендингом и попыткой привлечения новой аудитории. «За счет таких проектов мы рекрутируем сообщество последних и амбассадоров, которым импонирует то, что мы делаем, в том числе в области современного искусства, — рассказывает Ирина Зуева, директор бренда по маркетингу. — Это помогает рассказывать о наших изменениях и одновременно с этим привлекать людей в наши магазины».
Неслучайно и то, что проект Reassembly впервые был показан именно на выставке дизайна. Электроника сегодня создается в том числе из расчета на то, как она будет смотреться в том или ином интерьере. Для restore: сотрудничество с Кононовым-Грединым тоже стало попыткой поразмять первую очередь над эстетической составляющей. «Этот проект — новый взгляд на то, что мы привыкли считать красивым», — отмечает Ирина Зуева.
Сам художник признается, что искусство и дизайн не могут существовать автономно друг от друга. При этом он подчеркивает иррациональное начало в искусстве: «Создавая свои работы, я не обладаю всей полнотой власти. Часто тот смысл, который заключен в предмете, или пластика, которой он обладает, диктуют, каким получится итоговый объект». Но вместе с тем Кононов-Гредин не исключает, что в будущем его «антиформы» смогут стать основой для новых дизайнерских решений.
Реклама. ООО «рестор», erid: F7NfYUJCUneRGye1C19B