Театральный обман, пейзажи, натюрморты и китч: культурная афиша декабря
Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская выбрала самые интересные культурные события начала зимы
«Тартюф»
18, 19 декабря
Театр Наций
Новый спектакль «Тартюф» во МХТ может вызвать недовольство из-за недостаточной внимательности со стороны театральной критики. Каждая эпоха предлагает в качестве «сегодняшнего» контекста пьесы свои приметы времени и быта, пока в парижском доме господина Органа начинается своя игра обманщика Тартюфа. Постановка Евгения Писарева предлагает рассмотреть сюжет с точки зрения не исторической дистанции, а современной Франции, в которой перенесено действие. Буржуазные наши дни обитают в огромном доме, взгляд автора спектакля на них сатиричен, а отстраненной историей зритель будет восприниматься вряд ли. Кстати, в декабре у Евгения Писарева еще одна премьера, в родном для него Театре им. Пушкина, где режиссер выбрал совсем другой подход к «Веееру леди Уиндермир». Так, в афише готовится появиться спектакль «Плохие хорошие». «По жанру наша постановка – семейное драмеди в стиле сатирического сериала «Наследники». И я надеюсь, что зрителю будет смешно, потому что все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны», – говорит режиссер Евгений Писарев.
«Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»
8 декабря — 13 апреля
Государственный Эрмитаж
В юбилейный для Каспара Давида Фридриха год, когда мир празднует 250-летие живописца, имя художника появляется в самых разных музейных планах и залах, а также на обложках книг. Например, немецкий публицист и писатель Флориан Ильиус посвятил Фридриху свой новый труд в характере для него манер увлекательно и увлеченно повествования. Если перед походом на выставку в Эрмитаж успеете прочитать «Магию тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха», то герои экспозиции откроются во всей полноте красок не только живописных, но и биографических. Экспозиция же, в свою очередь, выбирает в качестве одного из акцентов взаимодействия Каспара Давида Фридриха с русским императорским двором и его дружбу с поэтом Жуковским, чтобы немецкий романтизм, который проникнут пленного автора, раскрывался в полной мере всех взаимосвязей.
Ярмарка современного искусства
6–8 декабря
Типография Сытина
Новый выпуск ярмарки современного искусства готовится вновь преобразить Типографию Сытина на Пятницкой. Под Новый год это преобразение всегда получается празднично-торжественным, а с точки зрения формата все неизменно: ведущие галереи и их стенды, обширная публичная программа и возможность зайти на ярмарку в ожидании впечатлений, а выйти – с произведением (а может и не одним) российского современного художника в своей коллекции.
«Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения»
до 31 декабря
KGallery, Санкт-Петербург
Выставка в питерской KGallery уже называлась основой современных связей своего появления, однако не меньшую роль в логике этого процесса играет и лирика, без которой любой разговор об искусстве не совсем возможен. Выставка представляет произведения Петрова-Водкина, а также погружает их в контекст учителей и учеников, тех, кто повлиял, и тех, на кого оказали влияние сами живописцы. Вместо документации и архивных материалов представлены и рисунки, например, из путешествий, конечно, тоже не оставивших мастера без своего влияния.
«Хаяо Миядзаки и птица»
В прокате с 5 декабря
Документальный фильм о Хаяо Миядзаки застаёт режиссера за работой над фильмом «Мальчик и птица». Учитывая, как часто визит в студию «Гибли» становится причиной для поездки в Японию, возможность провести время рядом с режиссером «за кадром» – из редких. Это погружение в авторский мир Миядзаки, в котором живут его герои и он сам, – человек, придумавший «Наследника из долины ветров», «Моего соседа Тоторо», «Рыбку Поньо на утесе» и другие анимационные фильмы, без которых современный кинематограф представить совсем не хочется.
Междунаградрная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
5–8 декабря
Гостиный двор
Ярмарка non/fiction вполне могла бы называться царством книг, так много здесь представлено издательств и независимых проектов. Впрочем, к 26-му своему выпуску в представлении non/fiction не нуждается, каждый идет сюда за чем-то своим: художественной литературой, научно-популярной, презентациями, дискуссиями и круглые столы — всего здесь с избытком, так что с пустыми руками не уходит еще никто.
Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
1–25 декабря
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Каждый год выбирая себе тему для диалога с выставкой, представленной в этот момент в музейных залах, фестиваль выступает в продолжительную беседу об искусстве изобразительном и музыкальном. На этот раз тема — «Торжество природы» — отталкивает экспозицию «Франц Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». На концертах, к примеру, прозвучит музыка Северного Возрождения и франко-фламандского барокко, также не останется без внимания и юбилейная дата композитора Альфреда Шнитке — 90-летие со дня рождения. Иными словами, музыкальная шкатулка открывается, чтобы продемонстрировать, насколько глубокими и разными они могут быть.
Вещь в себе. Десятники. «Русские сезоны»
4 декабря
Концертный зал имени П.И. Чайковского
Авторский концертный цикл музыковеда и музыкального куртора Ярослава Тимофеева говорит о сложных сочинениях на языке не просто понятном, но магически увлекательном. Каждый, кто хотя бы раз был на его лекции или концерте, с легкостью это подтвердит. Умение найти нужное слово для того, чтобы пронести через саму суть музыки и процессов неизменно отличает каждое событие, на котором Ярослав Тимофеев берет в руки микрофон. Этот декабрьский концерт будет посвящен «Русским сезонам» Леонида Десятникова.
«Чересчур»
до 11 мая
Фонд Ruarts
Большое исследование китча в современном российском искусстве под кураторством Алексея Масляева и Катрины Борисовой оказывается многогранным погружением в тему, расположившимся на всех этажах фонда Ruarts. Выбранный предмет особенно опасен тем, как легко в нем сойти на проторенную дорожку легких впечатлений, однако кураторы мастерски обходят ее стороной. «Чересчур» в каком-то смысле сродни научному труду: все здесь имеет отсылки, обоснования и дает возможность новых открытий на протяжении всех выбранных выставочных сюжетов-глав. Произведения Владислава Мамышева-Монро, Виты Буйвид, Алины Глазун, AES+F, Аидана Салаховой, Тима Парщиков, Ирины Кориной и нескольких десятков других виднейших художников складываются в контрапунктное повестование, в финале которого произведение Ирины Кориной сообщает: «ну наверное это чересчур».