Венеция-2025: уникальные жанры и «мыслящий океан»

На фестивале объявлены финалисты конкурсов — имена лауреатов «Золотого льва» уже будут известны в субботу вечером
- «Дузе» Пьетро Марчелло
- «Девочка» Шу Ци
- «Молчаливый друг» Ильдико Эньеди
- «Большое небо» Аkihiro Хаты
- «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки» Джанни Ди Грегорио
- «Остров Андреа» Антонио Капуано
- «Печальный и прекрасный мир» Сирила Ариса
«Дузе» Пьетро Марчелло
Фильм «Дузе» (Duse) Пьетро Марчелло рассказывает о последних годах жизни великой итальянской театральной актрисы Элеоноры Дузе. К сожалению, несмотря на таланты, актриса, играющая главную роль, не хватает грации, чтобы убедить зрителей в этой величественной истории современных зрителей.
- На фестивале объявлены финалисты конкурсов — имена лауреатов «Золотого льва» уже будут известны в субботу вечером
- «Дузе» Пьетро Марчелло
- «Девочка» Шу Ци
- «Молчаливый друг» Ильдико Энйеди
- «Большое небо» Акихиро Хаты
- «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» Джанни Ди Грегорио
- «Остров Андреа» Антонио Капуано
- «Печальный и прекрасный мир» Сирила Ариса
Отличительной побудительной силой Бруни-Тедески оказывается комедийная сцена, в которой отстранённая от сцены благодаря болезни Дузе так в образах современных театров, что зрителям навряд ли будет шокировано, если они увидят вживую у центральной сцены, будь то Дузе или Сара Бернар (француженка появляется в фильме как одна из отличительных представительниц, не искушая, по её мнению, «новые формы»).

«Девочка» Шу Ци
Тайваньский конкурсный фильм под оригинальным названием «Девочка» (Nǚchái/Girl) представляет собой мемуары знаменитой актрисы и прорывной дебютантки в режиссуре Шу Ци, большой звезды всего снимающегося на китайском языке кинематографа. На дебют Шу вдохновил мастер Хо Сяосянь, с которым она работала. В очень медлительном, хотя и не полностью захватывающем ритме, Шу рассказывает прозрачную историю своей дисфункциональной семьи — о сестре, матери, борющейся с алкоголизмом, и её, и мать, которую он часто избивает, пока, к счастью для всех, не разделяется пьяный на мотоцикле.
По мимо общего трагизма ситуации и элегического подхода к ней в глаза, как многого и по разному поводу едят китайцы (а некоторые еще и пьют). В финальной сцене вырывающаяся из объятий токсичной семьи экс-девочка льет слёзы о своём прошлом и о горькой судьбе матери, не осмелившейся бросить мужа-абьюзера, но при этом не забывая уплатить за обе щеки лапшу. Не оставаясь уже.

«Молчаливый друг» Ильдико Энйеди
Одной из лучших картин конкурса (и своей карьеры) показала заслуженный венгерский режиссёр Ильдико Энйеди. Действие её «Молчаливого друга» (Silent Friend) разворачивается в ботаническом саду неназванного старинного немецкого университета и плавно перетекает из одной эпохи в другую (каждая великолепно снята в своём формате: цифровая, 16 мм, 35 мм). Во время ковида здесь застрял профессор из Гонконга (Тони Люн, звезда «Любовного настроения» и других фильмов Карваи) — он исследует устройство детского мозга, но при содействии консультирующей его по видеосвязи Леи Сейду обвивает стену огромного старого гибкого била.
В начале 1970-х тоже дерево, медиативно шелестя ветвями, наблюдает за тем, как развиваются отношения у поэтически настроенного студента (Энцо Брун) с героиней его соседки: он даже изобретает устройство, при помощи которого довольная его приходом героиня открывает ему калитку. Наконец, в начале прошлого века первая допустимо на факультете естествознания девушка (Луна Ведлер) становится ассистенткой фотографа, чтобы делать портреты самых прозамассовых плодов и растений, в том числе чеснока, груши и яблок, прозревающих в их формах схожесть с изгибами своего тела.

Тарковский и Станислав Лем в «Солярисе» отправляют ученых на другую планету исследовать «мыслящий океан», Энйеди показывает, что этот «океан» — рядом с нами. То, к чему мы привыкли к деревьям, кустам, цветам в горшке и на клумбе, не делает их существами менее неузнаваемыми, менее инопланетными. В финальных титрах режиссёр перечисляет все снимающиеся в фильме растения, это вызывает в зале аплодисменты. Но не будем обманывать себя: человечество предстоит ещё очень долгий путь, прежде чем оно признает за равными все другие обитающие на Земле организмы и будет относиться к ним с уважением. Не факт, что у человечества есть время, чтобы пройти этот долгий путь. Возникающее при просмотре щемящее чувство делает этот восхитительный и очень тихий фильм ничуть не менее актуальным, чем громогласный блокбастер Кэтрин Бигелоу о возможности ядерного апокалипсиса.
«Большое небо» Акихиро Хаты
Герой показанного в конкурсе «Горизонты» фильма «Большое небо» (Grand Ciel) работает в ночную смену на строительстве футуристического комплекса, название которого дало название фильму. Он откроется через десять лет и будет первым «умным» районом во Франции — экологически безупречным, инновационным, способствующим развитию бизнеса и созданию рабочих мест. Но пока этот район в отдельном конкретном месте ещё находится в процессе возведения, его строители пребывают в настоящем аду: без защиты профсоюзов они в буквальном смысле сваливаются с места работы, растерянные в клубах токсичного цемента.
На то, что «Большое небо» — гнилое место, указывает и то, что даже с его фундамента что-то сильно не так. Герою Дамьена Боннара — единственному белому французу среди мигрантов из Румынии и арабских стран — поставлены условия, когда, чтобы выжить, он должен закрывать глаза на происходящее с его коллегами. Идея рабочей солидарности похоронена так же, как идея утопического будущего — прозрачная и устрашающая парабола Акихиро Хаты именно об этом. В рай точно возьмут не всех, но и сама его идея сильно скомпрометирована.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» Джанни Ди Грегорио
Программа Venice Days закрылась симпатичным итальянским фильмом под названием, которое почти дословно можно перевести как «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» (Come ti muovi, sbagli), английское название Damned If You Do, Damned If You Don’t («Будь проклят, если сделаешь, будь проклят, если не сделаешь») тоже звучит неплохо — в своё время итальянское кино славилось длинными и нестандартными названиями. Автор, режиссёр и актёр Джанни Ди Грегорио с вайбом итальянского Вуди Аллена, вероятно, хочет оживить этот феномен и сам жанр интеллектуальной комедии, и ему это без видимого труда удается.
Его фильм — о прелестях большой семьи, но и о том, как черт подержи, хорошо быть пенсионером. Особенно в Италии, где они живут до 100 лет. Особенно если у тебя есть большая квартира в Риме и личный дворецкий. Главный герой — пожилой профессор, знаток Данте, нежится на пенсии, бесконечно откладывая написание очередного эссе, до тех пор, пока к нему не возвращается из Германии дочь с двумя внуками, которые тут же ставят его на голову. Муж дочери, немецкий исследователь Данте (Том Влашиха, звезда «Игры престолов» и «Очень странных дел»), не смог устоять перед чарами студенток, тоже крайне увлечённой «Божественной комедией».
Итальянскому профессору, которому теперь приходится убирать и готовить для внуков (впрочем, не без удовольствия), нужно срочно помириться с дочерью с мужем, чтобы вернуть свою сладкую жизнь. Но немец решает в имя искупления броситься в паломнический поход в Рим пешком из Гейдельберга. Заканчивается всё на позитивной ноте — профессора намереваются женить на себе его давняя подруга, а немецкий паломник входит в Рим вместе с привычным по дороге волком.

«Остров Андреа» Антонио Капуано
Показанный вне конкурса итальянский «Остров Андреа» (L’isola di Andrea) Антонио Капуано исследует психические последствия развода родителей, вынужденных делить 8-летнего мальчика, в планы которого совершенно не входят ни эти проблемы, ни тем более ежедневное ходение по экспертам и социальным службам.
Мальчик Андреа, дружелюбно расставшись в мире огромные глаза, довольный ли поет в финале песню об острове, которого не существует и на котором нет ничего того, с чем ему придется столкнуться совсем скоро, ведь к этому времени папа уже пристрелит маму. Дело, видимо, не только в ненависти, которую вызывала в нём эта женщина, но на тех муках, через которые они оба прошли, пока соответствующие органы решили, с кем сколько дней лучше проводить ребенку после развода.
Бравурный стиль итальянского режиссера только добавляет ажитации истории, и без этого построенной вокруг крайних пассионарных персонажей, так что избавление от всех них в финале можно только приветствовать.

«Печальный и прекрасный мир» Сирила Ариса
Действие показанного в программе Venice Days фильма «Печальный и прекрасный мир» (A Sad and Beautiful World) ливанца Сирила Ариса разворачивается в стране, где давно нет мира, и это не может накладывать отпечатка на романтическую историю пронесенных через долгие годы любви. Ясмина и Нино полюбили друг друга еще детьми (они тоже мечтали об острове, где не существует взрослых проблем), но потерялись из-за развода родителей, потом нашли друг друга благодаря комическому случаю, когда стали взрослыми, и вот опять на пороге расставания. Он — ресторатор, она — финансовый консультант. За ними в этом дуэте чувствительность и вкус к жизни, за ней — расчет и разум. Которые, как ни странно, в итоге всегда отступают.
Ясмина жертвует ради любви переездом в Германию и разрешает свои сомнения относительно того, стоит ли привязаться к этому «печальному и прекрасному миру», на новую жизнь, пользу рожденная дочери. Когда на новом витке конфликте она начинает настаивать на переезде семьи в Дубай, закрадывается подозрение, что и здесь, несмотря ни на что, возьмет верх «мягкая сила» её мужа, продолжающего мечтать о жизни на родной земле, о новом ресторане, где будут собираться «все бейрутские хипстеры».
Романтическая драма — редкий жанр на фестивальной арене, но этот не банальный и теплый фильм, нажимающий на все нужные точки, найдет отклик далеко не только у фестивального зрителя: место, где переживают сходные драмы, в мире сейчас, как сожалею, множество.