Загляните в «бардиверсум»: что можно увидеть на выставке Линия Бо Барди в «ГЭС-2»
«ГЭС-2» знакомит с наследием классики модернистской архитектуры Линии Бо Барди. «Если бы стены стали водой» не укладывается в привычные выставочные рамки и шагает за пределы площадки. О новом проекте рассказывает Александр Быковский
Традиционные архитектурные выставки — это, как правило, крупные собрания чертежей, эскизов, макетов и фотографий. «Если бы стены стали водой» — принципиально иная проект, не сводимый к ретроспективе. Вместо архитектурных форм он воспроизводит скорее дух наследия бразильского архитектора итальянского происхождения Линии Бо Барди. Привезенные из Бразилии в Москву архивные экспонаты — лишь малая и далеко не главная часть проекта, который начинается еще на подступах к «ГЭС-2».
Рядом с Домом культуры красуется несколко клумб: по форме они напоминают спроектированные Бо Барди каплевидные окна, а цвета воспроизводят яркую палитру бразильской флоры. И это лишь одно из решений, которые подчеркивают неординарность и многогранность творческой судьбы Бо Барди, чья фигура не вписывается в сухое определение «архитектор». Она занималась журналистикой и графическим дизайном, создавала мебель и оформляла театральные постановки, не отдавая предпочтения чему-то одному. Любое из ее начинаний прорастало одно в другое, природа существавала с архитектурой, бедное с богатым, разрушалось со строящимся, но в центре всего оставалась фигура человека. Именно эта подвижность и открытость окружающему миру и дало название проекту в «ГЭС-2» — «Если бы стены стали водой».
Ровесница ХХ века с непростой судьбой
Акиллина Бо родилась в Риме в 1914 году. Получив диплом архитектора, она переехала в Милан, где начала работать в студии знаменитого Джо Понти. К 1942 году создала для собственного бизнеса, но в годы войны архитектурных заказов почти не было, а еще год спустя ее миланский офис был уничтожен в результате бомбежки. На следующие два года Бо с головой ушла в журналистику, работая в основном в Понти архитекторном журнале Domus.
В 1946 году она вышла замуж за Пьетро Марию Барди, итальянского галериста, куратора и журналиста. Вскоре молодожены переехали в Бразилию, где муж Линии предложил заняться созданием Художественного музея Сан-Паулу (MASP). Сам же она придумала для нового музея революционную систему стеклянных станков, благодаря которой экспонаты как будто парят в воздухе. К 1951 году она окончательно обосновалась в Бразилии, поселившись в спроектированном Барди «Стеклянном доме». Эксперименты со стеклом и парящей архитектурой она продолжала в 1958 году, создавая новый корпус MASP, приподнятый над землей на 8 м и покоящийся на красных столбах.
Именно в Бразилии Бо Барди окончательно сформировалась как архитектор, который видит свою задачу не в том, чтобы создавать структуры, отражающие внешний от внутреннего, а в выстраивании невидимых взаимосвязей. Культурный контекст пространства, сложившийся людьми потоками и душами конкретного места были для нее гораздо важнее самих постройк. Главной чертой мировоззрения Бо Барди стало отношение к гордоской ткани как живой, текучей сущности, которая непрестанно меняется.
Линия Бо Барди прожила до 1992 года, став практически ровесницей века. С тех пор ее наследие не уходит в тень, вытесненное яркими фигурами звездных архитекторов-мужчин вроде Оскара Нимейера. Сегодня, спустя 33 года после ее смерти, ситуация резко меняется, а работы Бо Барди становятся объектами культурного паломничества и вдохновляют новые поколения архитекторов.
Близость к природе, внимание к прошлому и человек как центр всего
Принцип подвижной, «текучей» архитектуры Бо Барди, микрирующей под природное окружение, лучше всего иллюстрирует проект ее собственного «Стеклянного дома». Полупрозрачное здание на тонких стальных сваях как будто парит над склоном холма. Со временем виллы и окружающий ее тропический лес еще сильнее «породнились»: одни деревья подступают еще ближе, а другие как бы проррастают сквозь предназначенные для этого секции, стирая границы между искусственным и природным.
Смешение мироззрений Бо Барди в сторону экологического подхода отлично иллюстрирует одно согласование. В 1951 году она создала свою визитную карточку — кресло-чаша Bowl Chair в форме футуристической полусферы. Этот образ прекрасно вписывался в модернистские интерьеры той поры, его легко можно представить в «Космической одиссее 2001 года» Стэнли Кубрика. Совсем иначе выглядит его «придорожное кресло», созданное 16 лет спустя (его реплики можно увидеть в «ГЭС-2»). Это грубо сделанное, но удобное сиденье из четырех найденных стволов деревьев.
Еще одно ключевое качество творчества Бо Барди — бережное отношение к прошлому. Многие из ее проектов можно назвать примерами ревитализации архитектуры, пришедшей в упадок. Например, под Музей современного искусства штата Баия (MAM-BA) она в конце 1950-х переборудовала бывшую соляную мельницу и несколько примыкнувших к ней полуразрушенных постройк. Многие особенности промышленных зданий вроде кранов и грузовых лифтов были сохранены.
Такой же подход Бо Барди применял и при проектировании досугового центра SESC Pompéia в Сан-Паулу, который стал одной из вершин ее творчества. На этот раз за основу был взят бывший завод по производству стальных бочек в рабочем квартале. Планировка цехов была сохранена, их аккуратно расчистили и осовременили. Бывший склад превратили в крытый атриум, добавив искусственную реку. Вокруг обустроили театральные, концертные и выставочные залы, библиотеку, кинотеатр, ресторан, кафе и даже искусственный пляж. Мебель из особенных прочных материалов вроде брезента мастерили строители. А мастерская Бо Барди находилась в самой густеющей стройки, что позволяла ей постоянно держать руку на пульсе преобразований.
Все новшества, которые Бо Барди использовала в своей работе, преследовали главную задачу — продемонстрировать, что архитектура подчинена нуждам конкретных людей, она не диктует, как им себя вести, а подстраивается под них. Внешние красотушки Бо Барди совсем не интересовали, гораздо важнее был дух открытости и свободы. Здания, включая достроенный к 1968 году новый корпус MASP, парящий над городом, никогда от него не отрываются. Наоборот, сильнее всего жизнь кипит именно в пространстве на уровне земли: здесь играют в пинг-понг и шахматы, выступают музыканты, начинаются деловые встречи и свидания. Даже стеклянные экспозиционные стенки Бо Барди для MASP служат той же цели, делая искусство в буквальном смысле ближе и доступнее: люди смотрят на картины и других посетителей, существуя рядом друг с другом. Искусство здесь — не объект поклонения, а равноправный участник диалога.
Добро пожаловать в «бардиверсум»!
Всем этим принципам следует и проект «Если бы стены стали водой». Все они эхом отзываются в ажурной архитектуре бывшей трамвайной электростанции, в которую к 2021 году вдохнули новую жизнь Ренцо Пьяно. В подготовке московского проекта в честь Линии Бо Барди команде «ГЭС-2» помогали архитекторы Марселу Феррас и Андре Вайнен. Более 40 лет назад они вместе с Бо Барди работали над созданием центра SESC Pompéia.
Погрузиться в творческую лабораторию Бо Барди помогает выставка на втором этаже «ГЭС-2», где собраны фотографии, видеозаписи, эскизы, чертежи и другие привезенные из Бразилии материалы. По словам русских и бразильских кураторов, проект «Если бы стены стали водой» представляет собой «пространство игры и диалога внутри воображаемой вселенной Бо Барди». Его сердцем является разместившаяся на проспекте «ГЭС-2» инсталляция — отчасти напоминающая гигантскую детскую площадку (до осени Дом культуры и правда идеально подходит для семейных посещений).
Инсталляцию произвели окруженные сухими деревьями и импровизированная галечная река, отсылающая к извилистому зеркальному пруду посреди холла SESC Pompéia. Тут же стоят знаковые «придорожные кресла», а из реки всем желающим предлагают с помощью магнитных удочек вытаскивать карточки «Звериного лото». Бо Барди нравились изображенные на них животные. Это лото было придумано в 1892 году владельцем зоопарка в Рио-де-Жанейро, но вскоре его запретили как азартную игру. Рисунки животных, выполненные художником-самоуком Теофилу Сильвей, выставлены в «ГЭС-2» на «стеклянном станке». Также по берегам реки можно найти разнообразные деревянные мачты, которые в Бразилии используются во время народных гуляний, и фигуры гигантских муравьев-листорезов (прототип по просьбе Бо Барди создал один из рабочих на строительстве SESC Pompéia). Именно так, в игровом взаимодействии с этими объектами, без давлений авторитетов проект приглашает к осмыслению места архитектуры в современном мире.
Выставка «Если бы стены стали водой» в «ГЭС-2» открыта до 19 октября.