Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями использования..
Accept
Newslive24Newslive24Newslive24
  • Главная
  • Новостные рубрики
    • Вождение
    • Воспитание детей
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
    • Красота
    • Мода
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Роскошь
    • Секс и отношения
  • Закладки
  • Контакты
Поиск
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Reading: Запахи 1920-х: каким оказался выставка «Красная Москва» в Центре «Зотов»
Поделиться
Войти
Уведомление
Размер шрифтаAa
Newslive24Newslive24
Размер шрифтаAa
Поиск
  • Главная
  • Рубрики
    • Роскошь
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Красота
    • Воспитание детей
    • Мода
    • Вождение
    • Секс и отношения
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
  • Закладки
  • Дополнительно
    • Карта сайта
  • Контакты
Have an existing account? Войти
Следуйте за нами
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Newslive24 > Blog > Путешествия > Запахи 1920-х: каким оказался выставка «Красная Москва» в Центре «Зотов»
Путешествия

Запахи 1920-х: каким оказался выставка «Красная Москва» в Центре «Зотов»

Newslive24
Последнее обновление: 27.07.2025 03:03
Newslive24
Поделиться
8 мин на чтение
Запахи 1920-х: каким оказался выставка «Красная Москва» в Центре «Зотов»
Поделиться

Запахи 1920-х: каким оказался выставка «Красная Москва» в Центре «Зотов»

Фото: Варвара Топленникова / пресс-служба Центра «Зотов»

В центре конструктивизма «Зотов» (герой проекта «РБК Визионеры») открылась выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе», объединившая ольфакторный опыт. В том, чем пахла эпоха, разбирается куратор, кандидат искусствоведения Дарья Колпашникова

Выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе», проходящая в столичном центре «Зотов», посвящена, на первый взгляд, эфемерной и даже чуть легкомысленной теме — парфюмерной индустрии в советской России 1920–1930-х годов. Однако за «духами и туманами» стоят целеустремленность, трудолюбие и рабочий азарт, необходимые в условиях создания передовой промышленности на руинах благополучного прошлого.

Contents
Запахи 1920-х: каким оказался выставка «Красная Москва» в Центре «Зотов»В центре конструктивизма «Зотов» (герой проекта «РБК Визионеры») открылась выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе», объединившая ольфакторный опыт. В том, чем пахла эпоха, разбирается куратор, кандидат искусствоведения Дарья Колпашникова

Это точно не только «девчачья» выставка (хотя поход на неё гарантированно удачный план для очередной встречи компании подруг): она будет интересна всем неравнодушным к истории отечественной культуры ХХ века. Кураторы Дарья Донина, исследователь, автор телеграм-канала об ароматах «Сложные эфиры», и Елена Желудкова, главный хранитель «Зотова», выбрали тонкий и сложный инструмент для своего рассказа — запах — как способ сохранить времена и прикоснуться к эпохе. Духи «Красная Москва», ставшие лейтмотивом выставки, дополняются другими запахами, сопровождающими женщину, покорявшую город в паре капель этого культового аромата.

Фото: Варвара Топленникова / пресс-служба Центра «Зотов»

Ольфакторные интеграции — не новый инструмент для экспозиционного narrativa, но, пожалуй, команде выставки «Красная Москва» удалось наиболее ярко и осмысленно применить запахи в качестве экспонатов. Отдельной игрой для зрителей становится поиск очередных «тайников», скрывающих душистые «телепорты» во времени и пространстве. Как пахла мечта прабабушки, на которую она, может быть, так и не решилась? Что особенно впечатлило первых пассажиров московского метрополита? Как вспоминают запах своего детства те, кто рос рядом с хлебозаводом — тем самым, где сейчас расположился центр «Зотов»?

Важно, что исследование запахов не становится самоцелью и не сводится к аттракциону, хотя присутствующий на экспозиции «Парфюмерный орган», похожий на панель управления советского поезда метро, но позволяющий самостоятельно откалибровать соотношение компонентов для авторского облака «Красной Москвы», стабильно окружен плотным кругом восторженных взрослых.

Фото: Варвара Топленникова / пресс-служба Центра «Зотов»

Структура выставки логична и внутренне, несмотря на сложность планировки, обоснованны архитектурой цилиндрического здания бывшего Хлебозавода № 5. Кураторы выделили десять разделов, погружая зрителей в хаос и непривычность быта пролетарской Москвы 1920-х и грубоватую избытность периода НЭПа, знакомя с трансформациями бывшей фабрики Брокаровых и государственного треста «Жиркость», занимавшегося, в частности, парфюмерно-косметическим производством; выдаваясь в суть вызовов, ставших перед индустрией в те годы, и намекая секреты, окружающие парфюм «Красная Москва».

Все тексты на выставке исключительно хороши и уместны, а подобранные куратором цитаты Юрия Олеши, Валентина Катаева, Пантелеймона Романова, Ильи Эренбурга и других авторов-современников эпохи вдохновляют продолжить погружение в московские реалии между двумя мировыми войнами — какими бы сложными ни были это времена.

Исследование запахов не становится самоцелью и не сводится к аттракциону.

Экспонатура выставки разнородна, включает живопись и графику известных авторов, среди которых Александр Дейнека, Самуил Адливанкин, Александр Родченко, Павел Кузнецов, Александр Осмеркин, Арлистах Лентулов, Юрий Пименов, Александр Самохвалов, и ценные документальные свидетельства эпохи, производя декоративно-прикладного искусства, занимающиеся предметы быта. Благодаря широкой географии лидеров (собственники, представляющие работы для выставки) вовлекаются уникальные частные собрания, даже знаковые увидятся на выставке ранее незнакомые произведения. Но помимо объектов-свидетелей времени в нарратив выставки интегрирован музыкальный порядок 1920–30-х, кадры киноленты и, конечно, ольфакторный слой, который дополняет визуальное исследование, делая его объемным.

Фото: Варвара Топленникова / пресс-служба Центра «Зотов»

Квинтэссенция душистого московского ландшафта собрана в объекте Ирины Кориной «Коллекция иллюзий», где наивные ландшафты сочетаются с сокровищами из старого сервантa, а зиккурат из сахара-рафинада перекликается с нарядной горкой земличного мыла, встречающей посетителей в разделе выставки, посвященном основной продукции «ТЭЖЭ», как сокращенно называли трест «Жиркость».

Неизбежно сравнение этого проекта и замечательной выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», проходившей в 2024 году в Музее Москвы, — оба проекта вдохновлены женщинами. Но если проект Музея Москвы собрал букет из харизматичных неординарных героинь, то проект в «Зотове», вроде бы рассказывающий об индустрии и конкретно довольно специфичном продукте, позволяет прикоснуться к жизни обычной москвички, знакомой по семейным фотальбам, страницам романов и учебников истории. Герои «Москвички» в основном представляли творческие профессии, тогда как «Красная Москва» подчеркивает истории очень разных персонажей: «бизнесвумен» плен Жемчуги, карьеристки, супруги Вячеслава Молотова; полумистической Евдокии Уваровой, отстаивавшей парфюмерное производство, которое планировали закрыть, перед самим Лениным; гениального парфюмера Августа Мишеля; блестящего химика Лидии Брюсовой.

В конце выставки дается сухое резюме финалов личных историй этих героев. Август Мишель расстреливается во времени — после 1939 года его следы теряются. Брюсовой не дожила до выхода из печати её труда «Химия и технология синтетических душистых веществ». Плина Жемчуги, выступавшая фактически в качестве первой леди СССР, находившаяся в советской переписке с женами послов, принимающая судьбоносные решения для индустрии, была арестована после 1948 года во времена кампании по борьбе с космополитизмом. Только в день похорон Сталина Молоток смог попросить о возвращении супруги из ссылки, и после они смогли воссоединиться. Перечисление этих фактов — уже достаточно мощный способ завершить выставку, и предложенное авторами «послесловие», посвященное ароматам в советском кинематографе, с цитатами из фильмов Чулюкина, Гайдая и Рязанов, и витринами с отечественными и импортными парфюмами, ставшими знаковыми для москвичей 1950–1980-х годов, скорее смазывает выверенную драматургию проекта.

Фото: Варвара Топленникова / пресс-служба Центра «Зотов»

Дизайн выставки (Юлия Напалова, бюро PS Culture) вдохновлен коробочкой и флаконом духов, которые стали заглавием для всего проекта. Андрей Евсеев, сотрудничавший с фабрикой еще во времена Брокаров, посвятил упаковку самой Москве (кураторский текст уточняет, что творческой задаче Евсеева было соединение образов столицы авангарда и наследия Византии).

Проекты бюро PS Culture отличает меткое чувство цвета, и выставка в «Зотове» оборачивается черешнево-винным оттенком ткани, который обит стены залов. По версии кураторов, в 1930-е годы красный цвет теряет политическую подплёку. Такая трактовка кажется спорной, однако выбор главного цвета выставки безусловно удачен. «Красная Москва» — очень женственный, чувствительный визуально проект, собранный из фактуры бархата и бахромы, жемчужных бус, отсылающих к фамилии одной из героинь выставки. Камерные залы предназначены для неспешного, почти интимного погружения в ароматы. Пространство не кажется слишком томным и темным благодаря гибким прозрачным стенам, сделанным из полиакрилата и отсылающим к стеклу флаконов духов, — напротив, создается ощущение нарядной торжественности и собранности.

Выходя из «Зотова» и невольно начинаешь прислушиваться: чем пахнет Москва новых двадцатых? Кажется, лето 2025-го — это нехарактерное долгое цветение липы, смешивающееся с нотами олеандров, которых завезли на бульвары столицы для фестиваля «Лето в Москве», и многоголосие парфюмов, которые почти каждая москвичка выбирает утром из своей коллекции под настроение. Из окна проезжающего такси доносится строчка из песни Zoloto: «Ты настолько в красном, что сливаешься с Москвой».

Вам также может понравиться

22 лучших кемпинга для исследований в Корнуолле

Что ожидать, если пассажир упадет за борт на круизном корабле

Диана Вишнева анонсировала уникальный проект «Белая комната»

Топ семь бюджетных круизов меньше £150 в день

События ноября в Москве: вечеринки, танцы и интересные мероприятия

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Будьте в курсе событий! Получайте самые свежие новости прямо на свой почтовый ящик.

    Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с правилами обработки данных, изложенными в нашей Политике конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время.
    Поделиться новостью
    Twitter Whatsapp Whatsapp Reddit VKontakte Telegram Копировать ссылку Печать
    Поделиться
    Предыдущая статья Знаменитая модель стала героиней откровенной фотографии в купальнике Знаменитая модель стала героиней откровенной фотографии в купальнике
    Следующая статья Стала известна информация о новой квартире певицы Ефремовой Стала известна информация о новой квартире певицы Ефремовой
    Оставить комментарий Оставить комментарий

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Мы в сетях

    69.1kFollowersFollow
    136kSubscribersSubscribe
    4.4kFollowersFollow
    23.8kReadersFollow

    Последние новости

    «Кайла Симмонс: спорная фотография в волейбольной форме»
    «Кайла Симмонс: спорная фотография в волейбольной форме»
    Недвижимость и дом 27.07.2025
    Способы борьбы с хронической усталостью
    Способы борьбы с хронической усталостью
    Красота 27.07.2025
    В Сети появились снимки 49-летней Риз Уизерспун без макияжа
    В Сети появились снимки 49-летней Риз Уизерспун без макияжа
    Недвижимость и дом 27.07.2025
    Тренды моды 90-х: возвращение платьев с бантом
    Тренды моды 90-х: возвращение платьев с бантом
    Мода 27.07.2025
    //

    Newslive24.ru – ваш надежный источник актуальной информации.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

      Newslive24Newslive24
      Следуйте за нами
      © 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
      • Главная
      • Новостные рубрики
      • Закладки
      • Контакты
      Go to mobile version
      newslive24.ru newslive24.ru-transparent
      С возвращением!

      Войдите в свою учетную запись

      Имя или email адрес
      Пароль

      Забыли пароль?