Когда возраст становится добродетелью? В человечестве часто нет спешки принять старение — мудрость утратила ту значимость, которую она когда-то имела, а морщины по-прежнему остаются без внимания. Однако вино рассказывает иную историю; его давно хвалят за способность улучшаться с возрастом, особенно когда речь идет о винах высшего сорта. Эта мысль уходит корнями в римские времена. Их элитное вино, Фалерн, из знаменитого года 121 года до нашей эры, было настолько ценимо, что пользовалось популярностью даже через 75 лет. Вино ценилось не только за вкус, но и за его замечательный потенциал к старению.
Удивительно, что, в то время как любители вина часто подчеркивают значимость старения вина, сравнительно мало говорят о возрасте самих виноградников. Для того чтобы виноградная лоза приносила виноград, подходящий для виноделия, ей нужно не менее трех лет. С этого момента лозы, как правило, улучшаются с возрастом, особенно когда они посажены в идеальных почвах и ухожены должным образом. Некоторые лозы, например, на Санторини, как утверждают, насчитывают более 200 лет.
Старые лозы могут давать меньший урожай, но качество часто бывает исключительным, что ведет к винам с сложными вкусами и текстурами. К сожалению, многие древние лозы часто выкорчевываются в пользу более молодых и продуктивных сортов. Кэти Джонс, английская виноделица, которая основала Domaine Jones в Лангекаке в 2008 году, объясняет: «Они требуют много внимания и заботы, что может оказаться чрезвычайно дорогим.» Джонс ухаживает за лозами, которые ведут свое происхождение с 1905 года, расположенными в узких рядах, слишком близко для тракторов, что требует выполнения всей работы вручную.
Хотя она понимает причины, по которым заменяют эти старые лозы, она ценит их ограниченный урожай. Её производство скромное — всего 16 000 бутылок, из которых лишь 300 — её исключительное La Perle Rare Grenache Gris. Джонс твердо верит, что богатая история её старых лоз и превосходное вино, которое они производят, бесценно. В новаторском подходе она представила программу усыновления лоз, где лучшие из её древних лоз могут быть «усыновлены». Расположенные на склоне холма, эти лозы окружены очаровательными каменными стенами и смотрят на исторический Château d’Aguilar, катарский замок XII века. Она сравнивает эту инициативу с усыновлением домашнего животного: «Чем заманчивее они, тем больше шансов, что их усыновят!»
Члены её Клуба старых лоз наслаждаются привилегией переименования своей усыновленной лозы, получая 10% скидку на вина Domaine Jones, а также возможность участия в VIP-дегустации, которая включает поездку на винтажном 2CV, чтобы насладиться бокалом вина рядом со своей лозой. Посетители часто совершают поездки в эти удаленные и великолепные холмы — напоминающие время до автомобилей. «Они действительно устанавливают связь со своей лозой,» замечает Джонс, часто обмениваясь фотографиями и сообщениями между ‘родителем’ и растением на протяжении всего года. Многие выбирают называть свои лозы в честь любимых людей, что приводит к трогательным взаимодействиям, включая пение лозам во время визитов. Каждый год Джонс организует праздник сбора урожая для владельцев лоз, включая барбекю, а также возможность собирать виноград и пикниковать среди древних лоз.
Джонс не одна в своей преданности сохранению старых лоз от выкорчевки и защите их значимости от разбавления, вызванного нечетким использованием термина (без юридических определений). Знаменитый южноафриканский виноградарь Роза Крюгер инициировала проект Old Vine, чтобы каталогизировать и защищать винтажные лозы, сохраняя основные аспекты наследия Южной Африки. Также существует Конференция старых лоз, направленная на содействие исследованиям и обмен информации, дополненная Премиями Героев старых лоз, которые выделяют людей, пропагандирующих восстановление и образование в области старых виноградников. Последние награды отметили боливийскую винодельню Bodegas y Viñedos Yokich за более чем двадцати летнюю преданность сохранению древних лоз.
Вдохновение для проекта усыновления лоз Джонс возникло во время пандемии Covid, когда она начала снимать свои исследования винодельни и была поражена интересом к своей жизни как английской винодельцы во французском пейзаже. Она создала иллюстрированную карту для своих патронов лоз, чтобы исследовать виноградники, и планирует аудиогид; её амбиции простираются ещё дальше, так как она надеется позволить лозам рассказывать свои истории. «Они действительно общаются, знаете ли: ‘Мне жажда,’ или ‘Я только что подстригли свои волосы’ [после обрезки]. Есть огромный потенциал для них, чтобы передать историю этого региона.»