Что определяет ценность произведения искусства? Это может быть уникальное, желанное произведение, подобное «Спасителю мира», или же творение известного художника. Аукционная стоимость искусства во многом зависит от рыночной динамики. Знаменитые художники, такие как Пикассо и Энди Уорхол, неизменно устанавливают высокие цены благодаря своей устойчивой популярности, в то время как спрос на работы других может колебаться. Например, Дэмиен Хирст, некогда признанный ведущей фигурой в художественном сообществе, по сообщениям, в последние годы наблюдает снижение интереса и цен. Этот спад можно отнести к рыночной насыщенности, что влияет на воспринимаемую ценность его работ.
Тем не менее, стоимость произведения искусства может определяться не только репутацией художника, но и материалами, использованными в его создании. На протяжении веков такие роскошные материалы, как алмазная пыль и янтарь, играли значительную роль в производстве ценных произведений искусства. Ниже мы представляем пять заметных произведений, созданных с использованием некоторых из самых дорогих материалов в мире.
Во имя Бога — Дэмиен Хирст
Это замечательное произведение, завершенное в 2007 году, представляет собой точную копию человеческого черепа, выполненную из платины и украшенную 8601 безупречными бриллиантами, что делает его одним из самых дорогостоящих произведений искусства. Скульптура содержит 1106,18 карата алмазов, среди которых выделяется крупный 52,4-каратный розовый бриллиант, установленный в центре лба. По сообщению, Хирст инвестировал около 15 миллионов фунтов стерлингов в создание этого произведения из-за его экстравагантных материалов. Первоначальная стоимость произведения составляла 50 миллионов фунтов стерлингов, что на тот момент являлось рекордов, контрастируя с традиционным изображением черепа как символа смертности, обогащенного роскошными украшениями и провоцирующего размышления о сути существования.
Царицы — Энди Уорхол
Созданная Энди Уорхолом в 1985 году, эта серия включает в себя шелкографические принты, изображающие четырех цариц, правивших в ту эпоху: королеву Елизавету II Великобритании, королеву Беатрис Нидерландов, королеву Маргрету II Дании и королеву Нтфомби Твала из Свазиленда. Уорхол использовал яркие цвета и свой фирменный поп-арт стиль, чтобы переосмыслить официальные портреты в этой 16-частной серии, в каждой из которых имеются по четыре принта каждой царицы. Специальное «королевское издание» включало в себя алмазную пыль, смешанную с краской, придавая ей роскошный блеск и легкую текстуру, вместе с игривым намеком на царственную натуру изображаемых фигур. Уорхол ранее экспериментировал с подобными техниками в предыдущих портретах, включая портрет немецкого художника Иозефа Бойса в 1980 году.
Изобилие — Линди Ли
При заказе группы Pallion австралийская художница Линди Ли создала скульптуру из 10 миллионов австралийских долларов (более 5 миллионов фунтов стерлингов) чистого золотого слитка. Скульптура, напоминающая полую трубу — потенциальный символ рога изобилия — изгибается назад. Тысячи тщательно размещенных вмятин отражают свет, напоминающий звезды на ночном небе, а золотая поверхность предлагает захватывающий тактильный опыт. Весом 50 кг, «Изобилие» будет постоянно выставлено в Национальной галерее Австралии в Канберре.
Янтарная комната — Андреас Шлютер и Готфрид Вольфрам
Нареченная «Восьмое чудо света», Янтарная комната была построена в 18 веке с использованием шести тонн янтаря и золотых листов для Фридриха I Прусского. Процесс создания требовал от ремесленников разработки инновационных технологий работы с этим ценным материалом, часто признанным «золотом севера». Объединенная стоимость янтарных панелей сегодня оценивается примерно в 240 миллионов фунтов стерлингов. Изначально перенесенная в Екатерининский дворец в 1716 году в качестве подарка Петру I, комната была отмечена своими роскошными материалами и изысканным дизайном, прежде чем была разграблена во время Второй мировой войны. Реплика, заказанная в 1979 году, потребовала два десятилетия и более 8 миллионов фунтов стерлингов на завершение.
Маэста, центральная панель — Дуччо ди Буонисеня
Хотя янтарь и золото представляют собой значительную ценность, особый голубой минерал, лазурит, некогда имел еще более высокую стоимость. Этот полудрагоценный камень служил пигментом с древних времен, обогащая все, начиная с текстиля и заканчивая керамикой. В средние века и эпоху Ренессанса глубокий синий оттенок лазурита украшал бесчисленные фрески, панельные картины и манускрипты. Из-за своей редкости — прежде всего добывался в том, что сейчас является Афганистаном и Пакистаном — и трудоемкого процесса его переработки, лазурит чаще всего превосходил золото по стоимости. В таких произведениях как «Маэста» Дуччо 14 века его ультрамариновый пигмент символизировал божественность и достоинство, благодаря как своему глубокому цвету, так и высокой материальной ценности.