В современном мире роскошные наручные часы—такие как Patek Philippe Nautilus, Rolex Submariner или Franck Muller Aeternitas Mega—символизируют богатство и статус. Однако века назад почетный статус принадлежал часам, которые олицетворяли вершину точного мастерства. В ту эпоху часовщики были культовыми мастерами своего времени.
Коллекция Уоллеса проводит выставку под названием «Хранение времени: Часы Булле», сосредотачиваясь на замечательных достижениях Андре-Шарля Булле, известного кабанетмейстера, служившего Людовику XIV в конце XVII века. Булле сыграл ключевую роль в становлении французской барочной эстетики, известной своей уникальной техникой маркшейдерства Булле, которая сочетала материалы такие как латунь, черепашьи панцири, эбен и другие драгоценные элементы, что приводило к созданию сложных, высококонтрастных живописных дизайнов. Его изысканные мебельные изделия сочетали роскошь с замысловатыми ремесленными техниками и оставили стойкое влияние на европейское декоративное искусство, приведя к волне подражателей как в его жизни, так и в последующие годы. Сегодня аутентичные артефакты Булле имеют высокую ценность, что делает их редкими находками для коллекционеров, которые должны придавать первоочередное значение источнику происхождения и обращаться за экспертными советами перед покупкой. Ярким примером является пара консольных столов Булле, которые были проданы с аукциона в 2022 году за €138,600 (примерно £116,000), что составило трижды их оценочную стоимость.
Булле получил прозвище «le joaillier du meuble» («ювелир мебели») благодаря своему необыкновенному таланту превращать функциональные предметы в художественные шедевры. Его мастерство также распространялось на часовое дело, где он гармонично сочетал тонкость ювелирного производства с роскошным декоративным творчеством. По словам куратора выставки Александра Коллинза, «эти часы олицетворяли стиль и суть во Франции XVIII века». Часов Булле были предметом вожделения богатой элиты Парижа, служа как великолепные художественные экспозиции, так и инструментами для регулирования их роскошной жизни.
Период, окружающий творчество Булле, стал золотой эрой часового дела (искусство создания часов), подпитываемой технологическими и философскими достижениями. Открытие колебания маятника Галилеем Галилеем привело к изобретению хронометра с маятником Кристианом Гюйгенсом в 1656 году, что существенно улучшило точность хронометрии по сравнению с предыдущими методами, такими как водяные часы. Маятниковые часы могли поддерживать время с погрешностью в секунды за день, что стало впечатляющим достижением. В этот период также была введена пружинная балансировка, революционная иновация, которая улучшила точность переносных часов, позволяя им работать эффективно независимо от их положения.
Современные часы демонстрируют схожее механическое искусство. Серия Jaeger–LeCoultre Atmos работает без традиционного механизма заводки, используя изменения окружающей температуры для генерации энергии—доказательство механического мастерства, установленного с 1928 года. Их дизайн позволяет им функционировать в течение 48 часов при изменении всего на один градус Цельсия. Еще одним роскошным творением является Erwin Sattler Opus Moon Tourbillon, ограниченная серия часов с роскошным оформлением и такими особенностями, как захватывающее вращающееся лунное полушарие, синхронизированное с лунными циклами.
Процветание точного отсчета времени в XVII веке также совпадало со значительными философскими переменами. Мыслители, такие как Исаак Ньютон, сформировали современное представление о времени как об абсолютной сущности, с акцентом на эмпирическом наблюдении, подчеркивающем необходимость использования точных инструментов для отсчета времени. Идеалы Просвещения рассматривали время как управляемое, тщательно связанное с социальными и экономическими структурами, но при этом признавали его духовную природу.
Дизайны часов Булле олицетворяли эти интеллектуальные темы, часто переплетая их с замысловатым искусством, как видно из представленных на выставке изделий. Например, одни каминные часы показывают игривых путти вокруг циферблата, в то время как другие демонстрируют искусно вырезанного Отца Времени. «Прохождение времени как метафора жизни и смерти всегда находило отклик в искусстве», — размышляет Коллинз о символическом вкладе Булле.
Кроме того, европейское часовое дело оставило яркий след на китайских мастерах, особенно во время династии Цин, когда западные технологии часов сливались с традиционными китайскими эстетическими дизайнерскими решениями. Эта синтез привел к созданию роскошных часов, украшенных сложной резьбой, часто с мотивами из китайской культуры и символами, отражающими статус. Один особенно роскошный пример XVIII века демонстрирует ormolu-корпус, украшенный драгоценными камнями, с музыкальными функциями и анимационными элементами, олицетворяя вершину часового искусства.
Креативное слияние механики и эстетики продолжает развиваться и в наши дни, как видно на примере часов Le Duel от L’Épée 1839. Их отличительные стрелки в форме мечей контрастируют с замысловатыми внутренними механизмами, демонстрируя взаимодействие искусства и часовщиц. С выдающимся запасом хода в 40 дней и уникально разработанным механизмом они отражают инновации в современном дизайне часов.
Исторически некоторые из самых дорогих часов прославлялись за их исключительные черты, будь то художественные или механические. Часы Breguet Sympathique, принадлежавшие герцогу Орлеанскому, которые были проданы за 6.8 миллионов долларов в 2012 году, являются выдающимся примером их выдающихся особенностей, ставя акцент на их гениальной способности синхронизировать и автоматически заводить сопутствующие карманные часы, демонстрируя инновационность своей эпохи.
Еще одним знаковым изделием являются часы Rothschild Fabergé Egg, которые привлекли внимание в 2007 году, когда были проданы за 8.9 миллиона долларов, что сделало их одними из самых дорогих часов в истории. Эти exquisite часы сочетали игривый дизайн эмалевого яйца с искусно установленным механическим петухом, очаровывая зрителей и коллекционеров.
Современные творения, такие как впечатляющие напольные часы Adagio от Teckell, подчеркивают как эстетическую привлекательность, так и передовые часовые технологии. С прозрачным стеклянным корпусом и весом более 644 фунтов, это семифутовое произведение искусства гармонирует с элегантностью и высокой точностью хронометрии.
Выставка «Хранение времени» не только подчеркивает художественную красоту и техническое мастерство часов, но и служит напоминанием о значительном влиянии часового дела на искусство, культуру и ремесло. Через наследие Булле и современных часовщиков искусство отсчета времени продолжает процветать, обещая захватывающее будущее.