С приближением осенних вечеров и появлением в магазинах Хэллоуинских украшений воображение ювелиров устремляется к ночным существам, таким как пауки, летучие мыши и совы.
Пауки, с их богатой историей в ювелирном дизайне, олицетворяют темы настойчивости и удачи, одновременно представляя обман и страх. В придворном обществе Тюдоров ювелирные пауки были модным выбором, включая известное изделие из инвентаря Елизаветы I в 1600 году, описанное как «Jewell of golde with flie and a spider in it.» Кроме того, на её кружевном шале в 1595 году был замечен большой черный паук, предположительно вышитый. Несмотря на меняющиеся стили, ювелирные изделия с пауками оставались привлекательными с 1700-х годов, о чем свидетельствует немецкая гравюра с пауком, усыпанным драгоценными камнями. Тем не менее, викторианцы сыграли значительную роль в популяризации этой тенденции.
В 19-м и начале 20-го веков печатные издания и реклама демонстрировали пауков, искусно украшенных бриллиантами, жемчугом и цветными камнями, часто с мотивами паутины и попавших в ловушку насекомых. Это увлечение распространилось и на других мелких существ, превращая их в роскошные и привлекательные украшения.
Образ паука, запутавшегося в своей паутине, символизировал не только искушение и риск, но и удачу, что, возможно, объясняет традицию дарить изделия с пауками на свадьбах. Например, когда Фрэнсис Гревил, наследник графа Уорика, женился на Франсис Мейнард в 1881 году, он подарил ей бриллиантовые серьги в форме мухи, брошь в виде паука и брелок в виде бриллианта-жука, создавая сверкающую коллекцию. Многие другие пары приняли подобные схемы подарков.
Согласно Halifax Daily Guardian в 1907 году, «дух смелости» начал характеризовать современных женщин. Ювелиры в Уэст-Энде ответили уникальными предложениями, такими как «шейное украшение в виде паутины, сделанное из тонкой золотой проволоки», с пауком, готовым поймать муху. Это было незабываемое модное заявление!
В годы войны ювелирные изделия, ассоциировавшиеся с удачей, стали значительно популярны. Легендарный дизайнер Эльза Скиапарелли знаменитым образом носила брошь-паук с бриллиантами на своем синем костюме, когда путешествовала во Виши, Франция, в 1941 году, утверждая свою приверженность сохранению французской моды в условиях оккупации. К 1958 году удачные пауки использовались для сбора средств, служа благотворительными броши в поддержку исследований вакцины против полиомиелита.
Летучие мыши, эти загадочные существа сумерек, начали набирать популярность в ювелирных изделиях в конце 19 века. Vogue выделил их привлекательность в статье 1903 года, назвав их модными среди любителей необычного. Известные ювелиры ар-нуво, включая Филиппа Вольферса, Люсьена Готре и Рене Лалика, охотно принимали дизайны на тему летучих мышей.
Среди этих творений были ювелирные изделия Лалика, подаренные куртизанкой Лиан де Пужи ее любовнице Натали Клифорд Барни. Летучие мыши олицетворяли ночь и меланхолию, а также любовь между женщинами. Работа Лалика включала уникальное кольцо с лунным камнем, с ободком, украшенным крыльями летучей мыши, а также искусно выполненный браслет с колеблющимися мотивами летучих мышей. Многие ювелиры последовали за ним, создавая броши и подвески, вдохновленные летучими мышами, отличающиеся изысканной эмалью и ювелирной отделкой.
Одно особенно мрачное изделие, более подходящее для ужасной истории, представляло собой ожерелье, сделанное из человеческих глаз, предположительно носимое Миссис Уильямом Е. Кертис в 1897 году. Оно включало полированные глаза естественно сохранившихся мумий перуанских трупов, установленные в золоте, чтобы напоминать драгоценные камни. Даже в свое время оно вызвало одновременно восхищение и ужас, что привело к его снятию с показа.
Современные дизайнеры продолжают быть очарованными пауками и другими зловещими мотивами, отзываясь на тренды прошлого. Крупные пауки с драгоценными камнями от Дэвида Уэбба стали выразительным элементом как в мужской, так и в женской моде. Знаковая скульптура Маман от Луизы Буржуа была адаптирована в золотые украшения Дианой Пикассо.
Современная коллекция Chaumet, названная Attrape Moi Si Tu M’aimes (Если ты любишь меня, поймай меня), отдаёт дань уважения древней традиции ювелирных изделий на тему пауков с яркими, усыпаными драгоценностями изделиями. Брошь Тарантул от Хеммерле, вдохновленная наблюдениями в Природоведческом музее, отражает подлинные цвета паука. Такие винтажные изделия можно часто найти на аукционах или в специализированных магазинах.
Подвеска, вручную выгравированная лондонским дизайнером Кастро Смитом, изображает загадочную Вампирскую осьминогу (Vampyroteuthis infernalis), в то время как его коллекция включает печатные кольца, украшенные летучими мышами, скелетами и совами. Декоративное кольцо Le Vian демонстрирует дизайн паутины из цветных бриллиантов с изящным золотым пауком, а для действительно жуткого эффекта кольцо-укус вампира от Касуна Эканаяке окружает палец клыками, вдохновленными Дракулой. Творческие возможности для осенних ювелирных изделий, от пауков до макарбр, безграничны в руках современных ювелиров.
Le Vian
Великая лягушка
Для дополнительной информации изучите коллекцию The Great Frog London.
Касун Эканаяке
Изучите работы Касуна Эканаяке для более уникальных дизайнов.