Ограбление Лувра: чем так ценны украденные украшения

19 октября из галереи Апплон в парижском Лувре были похищены Crown Jewels, девять исторических драгоценностей французской короны. Разбираемся, чем эти украшения и почему их потеря столь трагична для Франции
Подробности сенсационной по своей простоте и наглости «кражи века» уже известны всему миру — в 9:30 утра четверга грабители в рабочей одежде подогнали машину к стоящему в строительных ограждениях крылу Лувра со стороны Сены, раскрыли выдвижную лестницу, влезли по ней наверх, разбили окна второго этажа, влезли в зал, разбили две витрины, вынули из неё драгоценности, спустились тем же путем и покинули место преступления на скутерах. Вся операция заняла у злоумышленников семь минут.
- 19 октября из галереи Апплон в парижском Лувре были похищены Crown Jewels, девять исторических драгоценностей французской короны. Разбираемся, чем эти украшения и почему их потеря столь трагична для Франции
- Последняя корона французской монархии
- Другие драгоценности Евгении
- Подарки Наполеона Бонапарта
- Сапфировая пара
Имеющее прямое отношение к ювелирному искусству общественности — историки, антиквары, галеристы, представители аукционных домов и сами ювелиры — задаётся главным вопросом, почему драгоценные реликвии экспонировались столь легкомысленно?
Директору Лувра Лорансу де Кар предстоит ответить на эти вопросы, а парижской жандармерии — попытаться найти преступников и бесценные сокровища. Мы уже изучили опубликованный Министерством культуры Франции список похищенного и поимем, к кому принадлежали эти ювелирные раритеты, кто был их автором, какие драгоценные камни в них сверкают еще вчера утром и в чем их художественная и историческая ценность, которая в данном случае скорее всего мала для грабителей.

Из двух запечатанных витрин достали девять предметов, известных как Crown Jewels (англ. «драгоценности короны»). Этот термин напрямую указывает на происхождение ювелирной вещи, которая принадлежала той или иной особе королевской крови.
Последняя корона французской монархии
Один из предметов — корона императрицы Евгении, супруги Наполеона III, через несколько минут после того, как грабители скрылись на скутерах, была обнаружена под окнами Лувра. То ли она выпала случайно, то ли её выкинули за ненадобностью — остается гадать. Но, безусловно, данной драгоценности повезло больше прочих, после неизбежной реставрации она останется достоянием нации.
Корона из желтого золота была сделана в 1855 году по случаю первой Всемирной выставки промышленности и искусств в Париже — императорская чета присутствовала на торжественном открытии. Её автор, видный ювелир эпохи Александра-Габриэля Лемонье, удостоился за свое произведение серебряной медали с формулировкой «за императорские короны классической формы, отличного дизайна и тщательного исполнения».
В декоре короны запечатлены восемь орлов, вскользь вспомнившие крылья, словно на штандартах римских императоров, усыновленных бриллиантами пальметтами, позаимствованными у фараонов древнего Египта, и европейская держава с венчающим её христианским крестом — органично объединенные в одной регалии символы высшей власти. Украшение щедро декорировано 56 изумрудами и 1354 бриллиантами, так что предположение, что воришки выкинули украшение за ненадобностью скорее всего ошибочно.
Евгения де Монтито была последней императрицей в истории страны, и эта регалия — последняя императорская корона французской монархии. После падения Второй империи был принят закон об отчуждении королевских драгоценностей, и многие регалии были проданы правительством на торгах 11 января 1887 года. Корона Евгении на этот аукцион не попала, так как её завещали принцессе Марии-Клотильде Наполеон. Она вернулась в бывшую королевскую резиденцию благодаря щедрой меценатам. А 19 октября только воля случая спасла её от варварского конца.
Другие драгоценности Евгении
Судьба прочих восьми предметов куда печальнее. В списке похищенного числятся ещё три драгоценности, принадлежавшие всей той же империи Евгении. Одна из них — диадема с редкими 212 жемчужинами рода из Персидского залива и 992 бриллиантами старинной огранки «роза», созданная в 1853 году специально к свадебной церемонии с Наполеоном III, которая состоялась в соборе Нотр-Дам и праздновалась в сгоревшем дворце Тюильри в 1853 году.
Второе украшение — корсажная брош-бант с длинными кистями в россыпи 2438 бриллиантов представляет собой восхитительный образец гламура эпохи Второй империи. Интересно, что изначально бант был застежкой пояса авторства ювелира Франсуа Кармера, состоявшего из 4 тыс. бриллиантов, который экспонировался на вышеписанной Всемирной выставке 1855 года. Императрица дважды публично появлялась в вышеупомянутом роскошном аксессуаре — во время визита британской королевы Виктории в Версальский дворец в августе 1855-го, а затем, в июне 1856-го на крещении своего сына. Позже, она решила носить бант в качестве броши. В 1887 году эта драгоценность была приобретена на аукционе ювелиром Эмилем Шлезингером для американской светской львицы Кэролайн Астор за 40 200 французских франков и оставалась в её семье до 2008 года, пока Лувр не вернул исторический раритет на родину, заплатив за него 6,72 млн евро.

Отдалёно напоминающая религиозный атрибут брошью «реликварий» длиной 17,5 см также была создана для Евгении ювелиром Полем-Алфредом Баптистом в 1855 году. Украшение отсылает её испанским корням и воспитанию равностной католики — внутри открывающегося элемента её конструкции можно спрятать некую реликвию. Среди 94 бриллиантов разной огранки два драгоценных камня, которые в музее нумеруют как 17-й и 18-й, происходят из коллекции кардинала и главного министра Франции Мазарини, и были подарены им королю Людовику XIV в 1661 году — и стали частью Des Diamants de la Couronne или Crown Jewels. Драгоценность попала в его коллекцию в 1887 году.
Подарки Наполеона Бонапарта
Исчезли из витрин и драгоценности более раннего периода — серьги и колье с 32 крупными колонбийскими изумрудными и 1138 бриллиантами, которые в 1810 году Наполеон Бонапарт преподнёс в качестве свадебного подарка своей второй супруге Марии-Луизе Австрийской, дочери Франциска II, императора Священной Римской империи. Автор этих драгоценностей — парижский ювелир Мари-Этьен Нито, фаворит Наполеона, при покровительстве которого он получил звание придворного мастера и своё место в истории.
Сегодня начинается им дело вынуждено во всемирно известном ювелирно-часовом доме Chaumet со штаб-квартирой на Вандомской площади. В коллекцию Лувра этот свадебный подарок (изначально в него также входила тиара, но она дошла до нашего времени в виде изменённого состояния и сегодня относится к коллекции Смитсоновского института в Вашингтоне) попал из семьи потомков Марии-Луизы в 2004 году — музей сумел приобрести его благодаря щедрой поддержке меценатов, в разных источниках 20 лет назад называлась сумма сделки в $4,3 млн.

Сапфировая пара
Не менее ценна в историческом и художественном плане сапфировая пара королевы Марии-Амелии, супруги императора Луи-Филиппа I, начала 1800-х годов. Из шести входящих в неё украшений похитили серьги, колье и тиару — три броши из этого парадного гарнитура чудом уцелели. И дело не столько в цельности этих целей, сколько в том, что это классический образец раннего ампира.
После Марии-Амелии эти украшения перешли к голландской королеве Гортензии, жене Луи Бонапарта, а вслед за ней — к Изабелле Орлеанской, герцогине де Гиз. Интересно, что с того момента драгоценности находились в семье герцогов Орлеанских и только в 1985 году наследники решили расстаться с семейной реликвией и продали её Лувру.

Все вышеперечисленные драгоценности, теперь уже из печального списка похищенного, являются редкими образцами роскоши императорской Франции и мастерства ювелиров разных эпох. Плоть от плоти самой истории страны, они удивительным образом дошли до XXI века и не раз были запечатлены на своих владельцах на парадных портретах. В историческом и художественном плане это бесценная, невосполнимая потеря.
В ближайшие дни парадный зал Апплона, пышный декор которого был создан при «короле-солнце» Людовике XIV и восстановлен во всем великолепии при поддержке ювелирного дома Cartier в 2020 году, закрыт для посещений, как и весь Лувр. Пока здесь проводится расследование преступления, а полиция идет по следу грабителей, любителям и знатокам ювелирного искусства остается только надеяться и ждать хороших новостей.
