Расположенная в полутора часах на северо-восток от Барселоны, живописная деревушка Сант Мартин Вель на первый взгляд может показаться очередным каталонским населённым пунктом XVI века. Однако за её прочными каменными стенами скрывается впечатляющее наследие знаменитого дизайнера ювелирных изделий Эльзы Перетти. Этот год отмечает 50 лет с тех пор, как Перетти вошла в компанию Tiffany & Co, и 56 лет со дня покупки её первого имущества в этой деревне. К моменту её смерти в 2021 году, в 80 лет, она приобрела и обновила 27 домов и просторных ферм.
В течение своей жизни Перетти в основном сдавала многие из этих домов в аренду друзьям, художникам и местным творцам, в то время как сама она с 1980-х годов жила в четырёх из них: Casa Pequeña, Casa Grande, Can Noves и Casa Caballo. На протяжении своего пребывания она перемещалась из одного дома в другой в зависимости от времени года, настроения или гостей, всегда оставляя подготовленную спальню в каждом доме для неожиданных визитеров.
В настоящее время управление недвижимостью осуществляется Фондом Нандо и Эльзы Перетти, благотворительной организацией, основанной в честь её отца, а прежний персонал Перетти следит за состоянием усадьбы. Экскурсия, проводимая этими людьми, предлагает редкий взгляд на жизнь и творческий процесс этого уединённого дизайнера.
Исследуя четыре дома, можно обнаружить яркую экспозицию страсти Перетти к искусству и дизайну. Пространства, украшенные оригинальными архитектурными элементами, такими как каменные стены и традиционные каменные раковины, показывают эклектичное собрание кураторских предметов, мебели, произведений искусства и литературы. Перетти была страстной коллекционеркой и поддерживала местные ремесла, часто заказывая работы у испанских мастеров, в том числе включая элементы из Африки, Японии и Китая.
Намёки на её динамичную жизнь в Нью-Йорке как модели и светской львицы, общающейся с такими иконами, как Халстон и Энди Уорхол, тонко вплетены в атмосферу её домов. Одна из комнат служит данью её дорогому другу Сальвадору Дали, наполненная фотографиями, письмами и произведениями искусства. После её смерти каждое пространство было сохранено exactly так, как она его оставила, от уютных уголков до величественных зон для развлечений. В Casa Pequeña, например, фотографии документируют её сотрудничество с местными строителями во время восстановления дома, в который она переехала в 1968 году, полностью автономного.
Тщательное внимание Перетти к деталям очевидно в каждой комнате. Например, в небольшой спальне в Can Noves стены окрашены в определённый оттенок измельчённого лазурита, насыщенный синий цвет присутствует во всех домах. Произведения искусства украшают стены, включая работы Роберта Ллимоса и прототип культового браслета Bone Перетти, выставленный рядом с местными сокровищами. Её личные сокровища, включая фотографию её собак, располагаются по всему пространству, подчеркивая её уникальный вкус.
По мере того как дома становились более уютными, Перетти начала устраивать небольшие сборища вместо роскошных вечеринок, приглашая таких друзей, как художники Хавьер Корберо и Ллимос, для интимных фламенко-вечеров в просторной гостиной Casa Grande. Организация мероприятий включала подачу блюд из её столового сервиза Tiffany при мягком свете её серебряных подсвечников, часто наслаждаясь своим любимым десертом — местным мягким сыром с мёдом.
Невидимые нити её карьеры ювелира прослеживаются в центральной комнате Casa Grande, где уникально оформленный диван Гауди Бальо перекликается с формами её знаменитой коллекции Bean. Обширная африканская маска из плетёной соломы, украшенная на стенах, отражает её признательность к сложным текстурам, напоминая о её знаменитой золотой серии Mesh от Tiffany. Декоративные бронзовые стулья, созданные Корберо, подчёркивают их давнюю дружбу и артистическое сотрудничество.
Повторяющиеся мотивы текстуры и богатая цветовая палитра пронизывают её поместья. В Casa Noves толстый сажистый налёт от древних огней украшает стены кухни, которую Перетти решила отпраздновать наряду с её утонченными столовыми приборами Tiffany Padova. Во время встреч она бы подавала блюда ярких контрастных цветов, например, оранжевые желтки в синих венецианских стеклянных тарелках. Углы комнат часто украшались скоплениями её лакированных браслетов Doughnut и любимыми фотографиями.
Некоторые области недвижимости были предназначены исключительно для эстетического наслаждения. Комната для амуниции в Can Noves содержит ряды исторических седел, украшенных индивидуальными пряжками для ремней Tiffany Equestrian от Перетти. В то время как некоторые пространства были спроектированы с акцентом на простоту, вдохновлённые её восхищением японской эстетикой, подчеркивая концепцию ‘шибуи’, где натуральные материалы остаются сдержанными.
Перетти также восстановила деревенскую часовню, которая служит её последним местом упокоения. Эта часовня содержит её скульптуру Мадонны, описанную Стефано Паламбо, директором Фонда Нандо и Эльзы Перетти, как шедевр простоты и мощное олицетворение женской силы, что является данью её итальянскому католическому наследию.
Никогда не будучи замужем и не имея детей, жизненные выборы Перетти продемонстрировали её независимость, концепция которой, как считает Палумбо, требовала immense мужества. Он воспринимает скульптуру Мадонны и кураторские интерьеры Сант Мартин Вель как символы её творческой сущности и свободы.
Экскурсия по комнатам, которые принадлежали этой выдающейся фигуре, предлагает глубоко личный опыт. Для тех, кто знал её близко, эти пространства вызывают сильные эмоции, запечатлевая суть духа Перетти в каждой детали. Как точно подметил Палумбо, «невозможно находиться здесь, не ощущая её присутствие, её суть резонирует в каждой комнате.»