Когда вы высказываете философу свое недовольство из-за его опозданий, он может оспорить вашу точку зрения. Он может утверждать, что ваша жалоба предполагает наличие свободной воли и отдельной сущности, отделяющей индивидуумов от механизированного мира вокруг них. Если такие сущности, как дождь или атомы, лишены возможности делать выбор, то почему мы должны ожидать, что люди обладают этой автономией и могут быть точно в назначенном месте, например, в кафе?
Другие могут поставить под сомнение само понятие времени. С философской точки зрения, часы и минуты могли бы быть лишь человеческим изобретением. Даже природные явления, такие как дни, зависят от нашего восприятия, руководствующегося вращением Земли и положением Солнца. Например, на Марсе день длится примерно на 40 минут дольше, чем на Земле, тогда как на Венере он продолжается около 243 земных дней. Как бы жизнь там адаптировалась к таким вариациям в исчислении времени?
Заботился ли бы житель Венеры о времени вообще? Если так, то почему кто-то на Земле должен делать то же самое?
Интересно, как, несмотря на склонность опаздывать — параллельно с частыми путаницами и беспечностью — эта тема редко поднимается открыто теми, кто часто оказывается не в срок.
С другой стороны, писатели, особенно обладающие чувством юмора, предлагали интересные идеи. Дуглас Адамс однажды с юмором заметил: «Я люблю крайние сроки. Я люблю шум, который они издают, когда проходят мимо». В другом случае стоит вспомнить глубокое наблюдение Оскара Уайльда: «Пунктуальность — вор времени». Это утверждение подразумевает, что, хотя общество требует пунктуальности, настоящая утрата — это потеря собственного времени.
Большинство известных философов, вероятно, разделяют эту точку зрения, рассматривая пунктуальность как черту чрезмерно строгих людей и не ту, которой они должны следовать сами. Тем не менее, странно, что это уклонение явно проявляется в их литературных произведениях. Они, вероятно, понимают, что такие взгляды не могут поддерживать более широкую этическую позицию. Признаем, опоздание является невежливым и эгоистичным.
Однако психологи склонны интерпретировать опоздание иначе. Многие утверждают, что опоздание не связано с высокой оценкой времени, а скорее с недостатком самооценки. Это может привести к тому, что кто-то колеблется и приходит с опозданием, потому что сомневается в своем праве находиться в любой ситуации.
Эта концепция находит отражение в мыслях некоторых философов, таких как Сенека, римский стоик, который говорил: «Отсрочка — это величайшая трата жизни. Она отнимает каждый день и лишает нас настоящего, обещая будущее». Тем не менее, трудно применить такие скромные мысли к людям, известным своим привычным опозданием, как, например, знаменитости.
Более того, когда вы приходите поздно, принцип Уайльда меняется: пунктуальность может отнять у вас время, но опоздание отнимает его у других. В словах Тиофраста, ученика Аристотеля, «время — это самое ценное, что человек может потратить», и те, кто часто опаздывает, по сути тратят время, которого у них нет, чтобы его дарить.
Здесь заключается своеобразная роскошь опоздания. Существует спокойное ощущение, когда вы осознаете, что, несмотря на обещание прибыть к 9:00, часы показывают 9:03, а вы все еще не достигли своего назначения. Мир продолжает двигаться вперед; ваше опоздание становится общим опытом, пусть и на мгновение, размывая вашу индивидуальную ответственность в общем потоке жизни. Это может быть эгоистично или разочаровывающе, но это также означает, что вы на мгновение вышли из собственного расписания, позволяя тяжестям облегчиться, тем самым ненароком разделив время ожидания с другим. Наслаждайтесь этой паузой, пока она длится.