Тейлор Свифт стала миллиардершей благодаря музыке, а ее феномен изучают в Гарварде
В 2019 году Тейлор Свифт потеряла права на все свои песни, но уже через четыре года она оказалась в списке самых богатых женщин по версии Forbes, соперничая с Опрой Уинфри. Непохожая на других звезд, которые разбогатели благодаря рекламным контрактам, Свифт заработала свое состояние исключительно на музыке. Как ее творческая деятельность влияет на мировую экономику и в чем секрет ее успеха — рассказывает «Лента.ру».
В 2023 году Тейлор Свифт признали человеком года — она опередила короля Карла III. «Как поп-звезду ее помещают в одну компанию с большинством ныне живущих суперзвезд, а как автора песен — с классиками», — утверждает издание Time.
Певица не только собирает стадионы по всему миру, но и ежегодно завоевывает уважение музыкального сообщества. Только в сентябре Свифт получила семь наград на премии MTV Video Music Awards и поделила с Бейонсе звание артиста с наибольшим количеством наград в истории VMA, став обладательницей 30 статуэток.
Каждый выход Свифт в свет широко обсуждается в СМИ, ее снимки отделены камерами на музыкальных премиях и спортивных соревнованиях, куда она часто приходит поддерживать своего возлюбленного, американского футболиста Тревиса Келси. Неудивительно, что так называемый «феномен Тейлор Свифт» даже исследуют в университетах.
В 2019 году Тейлор Свифт едва не лишилась карьеры
Однако в творчестве певицы не всегда все складывалось так гладко — в 2019 году она едва не лишилась карьеры. Когда у Свифт истек контракт с Big Machine Records, она пыталась возвратить права на свои песни, но ее совершенно не поддерживал музыкальный магнат Скутер Браун. Продюсер выкупил права на все ее шесть альбомов за 300 миллионов долларов, тем самым лишая певицу любой прибыли от прослушиваний созданной ею же музыки.
Неудача стала поворотным моментом в карьере Свифт и началом напряженной борьбы за возвращение полного контроля над своей работой и имиджем. «Все дело в том, как вы справляетесь с потерей. Я реагирую на сильную боль с вызовом», — сказала она.
В то время со Скутером Брауном сотрудничал небезызвестный рэпер, с которым Свифт конфликтовала еще с 2009 года. Тогда хип-хоп-исполнитель, выйдя на сцену, прервал речь Свифт на церемонии VMA и назвал Бейонсе более достойным претендентом на победу в одной из номинаций.
На этом конфликте с Уэстом не закончилось: вскоре он выпустит песню с вульгарным текстом о знаменитости и утверждал, что она сама дала на это согласие, однако Свифт его слова всячески отрицала. На защиту мужа встала Ким Кардашьян, опубликовав запись разговора между Уэстом и Свифт, из которой следовало, что последняя была согласна с публикацией песни.
Скандал стал настоящей сенсацией для таблоидов, а общество разделилось на два лагеря. И все-таки позже выяснилось, что на самом деле Кардашьян незаконно записанный телефонный разговор так, чтобы выставить певицу в невыгодном свете.
Конфликт разгорелся вновь, когда Браун выкупил права на музыку исполнителей. «Я была настолько выбита из колеи продаж моей музыки и тем, кому она была продана», — рассказывала она.
Но позже несколько ключевых клиентов Брауна, среди которых была Ариана Гранде, разорвали контракт с его компанией, а антисемитские и другие оскорбительные высказывания Уэста привели к краху его бизнеса. «Я поняла, что нет смысла активно пытаться победить своих врагов. Мусор выметается сам каждый раз», — так Свифт описала конфликт.
Тейлор Свифт стала миллиардершей благодаря музыке
Потеря прав на свои же песни заставила Свифт стремиться к полной творческой и коммерческой независимости: в итоге она отказалась от всех рекламных контрактов и уже пять лет не сотрудничает с мировыми брендами, теряя при этом сотни тысяч долларов.
Партнерства с крупными компаниями могли вновь вовлечь ее в разбирательства, чего она избегала после череды многолетних скандалов. «Ей не нужно расширять свой бизнес за счет других инициатив, потому что сейчас нет более крупного и узнаваемого бренда, чем бренд «Тейлор Свифт»», — считает автор книги «Феномен Тейлор Свифт» Йерай Иборра.
Несмотря на отказ от рекламных контрактов, заработок певицы с каждым годом только растет. По данным Forbes, с 17 марта по 12 ноября 2023 года ее культовый тур The Eras собрал 1,039 миллиарда долларов (около 95 миллиардов рублей). Причем эта цифра учитывает только первые 60 концертов — с тех пор Свифт сделала солд-аут еще на 89 стадионах, не считывая трех отмененных концертов в
Турне наверняка превысит отметку в 2,5 миллиарда долларов (230 миллиардов рублей), когда завершится к концу года, и станет самым прибыльным в истории, считают аналитики. Свифт удалось обогнать Бейонсе, Coldplay, U2 и главного любителя зумеров.
Карьеру Тейлор Свифт влияет на мировую экономику
Свифт действительно не нуждается в поддержке мировых брендов — на ее концерты и так толпой идут фанаты. «Тейлор Свифт не отвлекается ни на что — музыка и турне являются ее визитной карточкой, на них она полностью сосредоточена», — утверждает основательница Perfect Magazine Кэти Гранд. — В то время как другие артисты рекламируют продукты и бренды, Свифт ставит ставку на музыку.
Не зря «феномен Тейлор Свифт» изучают в университетах — объединенные действия исполнителей оказывают колоссальное влияние на прибыль компаний и даже отдельных личностей. Когда Свифт публично обратилась о романе с игроком Kansas City Chiefs Тревисом Келси, продажи футболок с номером игрока выросли почти на 400 процентов, а интерес к футболу вырос на 20 процентов среди миллиенов и на 24 процента среди представителей поколения Z.
Музыкальная карьера поп-дивы оказывается значительным влиянием не только на гордостку, но и на мировую экономику в целом. В начале июня певица приехала в , и три ее концерта в общей сложности собрали более 220 тысяч зрителей, что продвинуло местную экономику примерно на девять миллиардов рублей.
Выступления Свифт способствуют росту спроса на многие товары и услуги, влияют на решения банков Англии по ключевой ставке, разгоняют инфляцию и драйвят ВВП.
По прогнозам аналитиков, серия концертов певицы в Великобритании в рамках Eras Tour принесет экономике страны 1,2 миллиарда долларов. Такая статистика не могла остаться без внимания политиков: надежду на визит звезды высказал премьер , президент Габриэль Борич и мэр Гергьель Карачонь.
«Если бы Тейлор Свифт была экономикой, она была бы больше, чем ВВП 50 стран», — считает феномен поп-дывы глава аналитической компании QuestionPro Дэн Флитвуд.
Мировые бренды борются за сотрудничество с Тейлор Свифт
Во время тура Свифт выходит на сцену в нарядах Versace, Roberto Cavalli, Alberta Ferretti, Vivienne Westwood и Christian Louboutin, которые для нее подбирает стилист Джозеф Кассель Фалькнер. Однако вне шоу, на церемониях вручения наград и других публичных мероприятиях известность поддерживается более сдержанным стиль.
Вопреки статусу суперзвезды, Свифт специально избегает продукции люксовых брендов, чтобы быть ближе к поклонникам-зумерам, которые в большинстве своем себе не могут позволить дизайнерские вещи.
К тому же, в отличие от многих звезд мировой величины, она не посещает благотворительный Met Gala с 2016 года. «Ей не нужно получать одобрение, чтобы быть значимой фигурой в индустрии», — отмечают обозреватели El Pais.
Тем не менее отсутствие официальных контрактов не мешает Свифт положительно влиять на продажи модных домов, одежду которых она выбирает для выступлений.
По данным , модный дом Versace, изготовивший кристальный боди-комбинезон Свифт для открытия шоу Lover, собрал около 3,1 миллиона долларов (280 миллионов рублей) медиаприбыли за все 35 дней гастролей The Eras Tour в Европе.
А один пост о Свифт в Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в ) Донателлы Версаче собрал 2,5 миллиона лайков, показав десятилетний рост вовлеченности аудитории по сравнению с другими постами дизайнера.
Выступления Свифт во время сезона вручения наград в начале года рекордный медиаприбыль в размере 319,2 миллиона долларов (30 миллионов рублей), сделав ее самой упоминаемым знаменитостью на всех шести главных церемониях в 2024 году (включая «Золотой глобус», «Выбор критиков», «Эмми», «Грэмми», SAGs и «Оскар»).
На церемонии «Грэмми» белое платье Schiaparelli, созданное эксклюзивно для Свифт, бренду 6,8 миллиона долларов (600 миллионов рублей, самый большой доход за весь вечер), а ее синий сверкающий образ Roberto Cavalli обогатил модный дом почти на 3 миллиона долларов. Появлением на Суперкубке в Лас-Вегасе Свифт вызвала социальный резонанс на сумму более 180 миллионов долларов медиаприбыль (23 процента от общей стоимости мероприятия) — при этом все время соревнуясь Свифт пробыла на экране менее минуты.
Сама певица считает моду креативным способом общения с фанатами. Она вписывает ее в свой творческий образ и с помощью разных деталей отправляет поклонникам скрытые послания, так называемые «пасхалки». Каждый наряд, аксессуар или другая визуальная подсказка имеют значение, так или иначе связанное с будущими проектами и музыкой певицы.
«Я думаю, что лучшие послания — это загадочные послания», — говорит сама Свифт. Так, например, она намекнула поклонникам о выходе своих следующих альбомов, в частности переиздания 1989 (Taylor’s Version), надев синий топ и юбку с бахромой из бисера от Roberto Cavalli. Как известно, синий — фирменный цвет альбома. Анонс появился всего через несколько часов после этого, и ключевые слова Taylor Swift Roberto Cavalli Eras Tour быстро стали одним из самых популярных в TikTok.