Армина Григорян — о десятилетии Agreeg и праве называть себя дизайнером
Настя Сотник, fashion-журналист и старший бренд-менеджер The Blueprint, рассказывает, какой путь дизайнер Армина Григорян и бренд Agreeg прошли друг с другом
Об этом бренде часто говорят «наш Celine», имея в виду золотые годы французской марки — при l’accent aigu в названии и Фиби Файло в кресле креативного директора. Или вспоминают The Row последних лет, когда его основательницы сестры Олсен стали иконами минимализма и высокого качества. Но доступность Agreeg бросается в глаза и безотносительно других брендов. За десять лет он стал узнаваемой локальной маркой с самобытным подходом к дизайну, формированию коллекций, коммуникации бренда и стратегии продаж. Сегодня, спустя десять лет с момента основания собственной марки, Армина Григорян иначе видит Agreeg в индустрии и себя в нем.
Закройте глаза. Сосредоточьтесь на ощущениях. У вас в руках нежный, легкий и в то же время теплый кашемир. Воздушная жесткая тафта. Невесомый шелк. У вас в руках Agreeg. Такое упражнение основательница бренда Армина Григорян проделывает регулярно, убеждаясь в том, что Agreeg ни разу не изменил себе в качестве, не пошел на компромисс в своем главном принципе — использовать только лучшие ткани. «Мне даже как-то психолог давала пощупать разные шелка, в том числе некоторые из тех типов, которые она когда-то купила в Agreeg, и я с закрытыми глазами сразу узнавала свои вещи, свой шелк. Не знаю, в чем секрет. Это точно магия», — делится она. Этот же прием Армина постоянно использует, например, с еще не родившимися вещами Agreeg, во время закупки ткани на итальянских стоках. «Иногда я захожу на фабрику и говорю: «Покажите мне самое дорогое, самое лучшее». И буквально с закрытыми глазами нахожу то, что мне нужно. В тканях важно, чтобы они чувствовались моими, чувствовались Agreeg. Это сложно объяснить точнее. Я просто их трогаю — и все понимаю», — Армина пытается описать процесс выбора. Иногда из ткани, опознанной на ощупь как будущая вещь Agreeg, кроится рождается здесь и сейчас. А иногда платят нужно месяц, полгода, год — чтобы дождаться своего времени, своей коллекции.
Так было с мышино-серым кашемиром double face Loro Piana, обнаруженным Арминой в прошлом ноябре. На то, чтобы он превратился в пальто-кейп, потребовался ровно год. Сейчас эта вещь висит у Армины Григорян на одном из манекенов в кабинете студии на Большой Дмитровке, который бренд обзавелся совсем недавно. Мы встречаемся в один из рабочих четвергов именно здесь — в разгар подготовки к презентации дебютной культурной коллекции. Это первое большое интервью Армины за время существования марки, поэтому для нее она выбрала черный костюм в полоску (естественно, Agreeg) из ткани, закупленной в 2019-м, который надевает «на самые волнующие мероприятия», и место, где ей спокойно.
Здесь все ровно так, как и должно быть в уважающем себя модном доме. Экспериментальный цех на десятки швейных машин с огромным панорамным окном, откуда открывается вид на сквер Майи Плисецкой. Это цартство портных — главных людей в бренде, которые, по признанию его основательницы, во всех смыслах ценятся больше всего. За дверью напротив — недавно оборудованная мастерская по работе с кожаными изделиями, которой дизайнер особенно гордится. Чуть дальше — зал для примеров: Армина до сих пор любит вплотную работать с клиентами, например с актрисой Анной Михалковой. Через стенку святая святых — библиотека тканей, многие из которых как раз дожидаются своей коллекции.
А те, что дождались, живут на несекольких рейлах рядом с кабинетом Армины. На ближайшем к нему — вещи, над которыми еще нужно поработать, на втором — те, что уже доведены до совершенства (тут пока пусто, ведь в Agreeg не жалеют времени на проработку). Особые ткани-щастливчики живут в самом кабинете. На нескольких манекенах, кроме уже упомянутого кашемира, можно рассмотреть вещи из дебютной культурной коллекции: это белоснежное платье без бретелей и черное пальто. Прямо напротив стола дизайнера — еще несколько красных женских изделий на реколте, которые разложены на столе для обсуждений.
Благодаря семье все эти десять лет Армине удается уделять бренду столько времени, сколько необходимо. «У меня даже есть некоторое чувство вины за это перед ними. Чтобы ни случилось, я всегда выбираю приберегать сюда — все время так складывается. Мой муж Артур знает, что он всегда должен быть на подхвате во всем, что касается быта, детей. Старший сын мне часто напоминает, что я мало уделяю времени им, говорит, что я думаю только о работе. Это правда. Сейчас я уверена, что одежда, Agreeg — это вся моя жизнь. Ради этого я могу забыть про болезнь, про еду, про себя и даже про близких. Это безусловный приоритет. Мне очень повезло с мужем, что он это понимает и всячески помогает. Особенно в том, чтобы держать баланс, которого я все пытаюсь достичь», — делится дизайнер.
Баланс как нечто недосягаемое — то, о чем Армина то и дело упоминает, говоря и о себе лично, и о бренде, и о бизнесе. По ее ощущениям, баланс — это то, от чего ее постоянно уводят противоречия — в себе, бренде, бизнесе. Один из самых успешных российских дизайнеров, никогда не учившийся на дизайнера. Бренд-школа для всех, кто хочет работать с одеждой, в главе которой стоит человек, никогда не учившийся моде. Царство порядка и системы, где многое строится на интуитивном подходе. Прибыльный бизнес, во многом завязанный на ручном управлении. Марка, о которой все говорят, хотя она о себе почти не говорит. «В конце концов, я дизайнер, который не рисует. И мне приходилось столько лет признавать, что бывают дизайнеры, которые не умеют рисовать, и это нормально. В этом тоже большое противоречие», — признается Армина.
Однако, глядя на коллекции Agreeg, на то, как устроен бренд, на первый кутюр марки, что развешан на манекенах, на ровно сложенную стопку эскизов «весны» на столе, «с которыми бессмыслинно знакомиться, потому что в итоге все родится здесь, в голове, когда я протираю ткань», — идеальный безпорядок из рулонов ткани вокруг, аккуратно разложенные папки с документами и даже две несчастные конфеты на все том же рабочем столе, понимаешь, что на этих противоречиях и держится баланс, который Армина так стремится достичь. Так же и вещи Agreeg: отсутствие цвета собранной улаженной вменяемой детали, ограниченное число вещей — их вариативностью, отсутствие медийного шума — эффектом сарафанного радио, которые сопровождает бренд с самого основания. В конце концов, цена сбалансирована качеством и сроком службы каждого предмета. Ровно десять лет ушло у основательницы марки на то, чтобы дать себе право называть себя дизайнером. По слухам, любимое бренда хочется пожелать Армине Григорян, одному из самых талантливых локальных дизайнеров, наконец признаваться, что за эти десять лет ей удалось достичь баланса во всем, что называется Agreeg.