Деньги старой закалки в России: почему дареволюционная эстетика становится всё более популярной
Вокруг нас растёт интерес к сервировке стола, воротничкам и фарфору — разбираемся, почему так происходит
Интерес к традициям и моде императорской России вызывает удивление: всегда находились люди, которые стремились сохранить крупицы памяти о том, как выглядела жизнь их семей до октября 1917 года. Существовали энтузиасты-историки, которые изучали меморами царских фрейлин, и были девушки и юноши, завершившие филологический факультет, решившие, что раньше было лучше. В последние пять лет дареволюционная эстетика стала активно проникать в повседневность, от моды до досуга. Бренды, которые вдохновляются образами аристократок, российская чайная, возрождающая дареволюционную традицию, лекции по сервировке, салоны, баллы — всё это выглядит как восходящий тренд.
Что такое дареволюционная эстетика
Русский стиль и дареволюционная эстетика — это пересекающиеся явления, второе вытекает из первого. Но если русский стиль вбирает в себя народные традиции и в большей части заигрывает с крестьянским бытом, то дареволюционная эстетика — более выхолощенная, европеизированная, ориентированная на уклад жизни дворянской и купеческой элиты середины XIX — начала XX века. Визуально она ассоциируется с усадьбами, салонами, фарфором, шелком и бархатом, но есть и ценностный компонент. Например, скромность, уважение к православной вере и крепкие семейные отношения.
«Если мы говорим не о модной веянии, а о чем-то большем, то дареволюционная эстетика распространяется не только на одежду, но и на взгляды, интересы, образ жизни», — говорит Анастасия Лазарева, основательница бренда украшений VER.A и организатор мероприятий для женщин. И этому стилю, стоит заметить, нужно сопутствовать. Пригодятся знания этикета, красивая осанка, широкий кругооборот, умение себя подать.
Почему растёт популярность дареволюционной эстетики
«Это закономерная реакция на глобализацию, — считает Наталия Юстицкая, автор проекта «СВОЯСЬ» — ежегодной выставки современных мастеров и художников, посвящённой исследованию русской идентичности. — Везде наблюдается тенденция к возвращению к своим корням и традициям в одежде, интерьере, гастрономии, образе жизни. Искусство всегда оказывается в авангарде общественных процессов и отражает тенденции. И в то же время как бы заглядывает в будущее и задаёт вектор общественного развития».
С Наталией Юстицкой согласны все опрошенные эксперты. Людям становится интереснее заглянуть вглубь страны, узнать ее историю и историю своей семьи. Вырабатывается ностальгия по России, которую никто не застал: о советской эпохе могут рассказать ее живые свидетели, о дареволюционной — только архивы. И, наконец, художественное kino, в котором платья всегда пышные, а мужчины ведут себя как джентльмены.
Скептики иронично замечают, что в русской дареволюционной эпохе людей в первую очередь привлекает «хруст французской булки» (гениальный текст поэта Виктора Пелевина). И действительно, любимый образ жизни, который был прерогативой довольно узкой прослойки общества? Это реальный интерес к своим и чужим корням? Или попытка взять реванш у советской эпохи и вернуть себе потерянную Россию хотя бы в соцсетях?
Ответ первый и самый простой: дареволюционная эстетика — это красиво. Роскошь имперской эпохи завораживает, и нет ничего дурного в том, что люди внедряют в свой образ жизни элементы онегинского гаденизма («Янтарь на трубках Цареграда / Фарфор и бронза на столе / И чувства изненья»).
Кто популяризирует дареволюционную эстетику
Один из главных трендсеттеров дареволюционной эстетики — печатный журнал PRABABOUSHKA. На сайте проекта написано, что это «коллекционный журнал-книга о любви к русской культуре, современном аристократизме, чувстве дома и связи поколений». «Вместе с PRABABOUSHKA вы побываете в стенах Академии Русского балета имени Вагановой и в Московской консерватории. Узнаете о современных культурных салонах. Полюбуйтесь русским костюмом из коллекции Государственного Эрмитажа и прогуляйтесь по Царскому Селу вместе с Анной Ахматовой. Накроете чайный стол в дареволюционном духе, но по-современному», — гласит описание одного из выпусков.
Команда проекта не ограничивается печатью — активно ведет соцсети, где рекомендует фильмы об истории дареволюционной России, поддерживает выставку Исторического музея о драгоценностях русского двора и изучает собранные книги из коллекции царской семьи вместе с Российской государственной библиотекой. А зимой устраивает рождественские ярмарки, где можно приобрести украшения и елочные игрушки.
У дареволюционной эстетики есть и свои инфлюенсеры. «Какая волшебная идея гулять по старинному городу, заходить в древние церкви и монастыри, дышать свежим воздухом, ходить в баню, пить вкусный травяной чай с книжкой на печке…», — пишет блогер и искусствовед Диана Куницына. В ее профиле — императорские резиденции, красивые платья и винтажные интерьеры. Раз в два месяца она проводит исторические лекции, цель которых — «возрождение утраченного наследия Российского империи в ее лицах». Многие встречи посвящены бракам в императорской семье, семейным традициям и воспитанию детей.
Другой популярный аккаунт принадлежит Владе Гельман. Она рассказывает про эстетическую жизнь культурного Петербурга — публикует свои фотографии из Эрмитажа, чаепития и светские выходы.
Объединившись, девушки замужем и часто пишут о счастливой семейной жизни. Правда, чувство FOMO при взгляде на этих красивых и увлеченных женщин, как бывает в случае с вечными бодрыми и успешными инфобизнесменами, не возникает. Зато возникает вопрос, позволю ли я себе — хоть бы взять реванш у советской эпохи и вернуть себе потерянную Россию хотя бы в соцсетях?
Ответ первый и самый простой: дареволюционная эстетика — это красиво. Роскошь имперской эпохи завораживает, и нет ничего дурного в том, что люди внедряют в свой образ жизни элементы онегинского гаденизма.