Фотографии — как расположить героя и снять успешный проект
Мастера коммерческой фотографии Александр Карнюхин и Егор Васильев знают, как сделать нужный кадр, даже если на съемку есть только 64 секунды
В эпоху, когда любой владелец смартфона может создавать визуальный контент, необходимость в профессиональных фотографах возрастает. Для брендов, медиа и публичных персон качественный визуальный нарратив становится критически важным инструментом влияния и отличия от конкурентов.
Мы поговорили с двумя мастерами коммерческой фотографии, чтобы узнать, как создаются убедительные визуальные истории, способные эффективно транслировать ценности бренда, раскрывать личность героя и влиять на аудиторию. Работы Александра Карнюхина публиковались на обложках Forbes и в глянцевых изданиях. Егор Васильев сотрудничал с Cosmopolitan, Glamour и крупнейшими международными брендами.
Егор Васильев: Я и сам ищу на него ответ в течение своей 15-летней карьеры. Уверен, что фотограф всегда балансирует между несколькими ролями: художника, ремесленника, стратега. Вопрос только в том, в каких пропорциях. И на каждом этапе жизни и карьеры этот баланс может быть совершенно разным. Быть в творческой профессии и не ощущать себя художником практически невозможно. Я убежден: каждый мой коллега — художник. Управляя светом и тенью, фотограф трансформирует на плоскость свое восприятие мира. Именно это делает работу живой.
Но если фотография — не только способ самовыражения, но и профессия, без ремесла не обойтись. За каждым кадром — часы подготовки, тестов, общения с клиентом, съемок и последней постпродакшн-работы. Часто все начинается задолго до съемочного дня, а заканчивается уже далеко после слов «Всем спасибо! Снято». Ремесленник знает, как важно техническое мастерство, гибкость в общении, умение выдавать результат — даже если проект не вдохновляет или условия далеки от идеальных.
И, конечно, сегодня все чаще добавляется еще одна роль — стратега. Индустрия быстро меняется, и, если не думать на два шага вперед, рискуешь выпасть из контекста. С одной стороны, важно сохранять верность себе, своему стилю. С другой — уметь подмечать тренды, быть в курсе визуальной повестки, а в идеале формировать ее.
На эту тему вспоминается история. В преддверии домашнего Чемпионата мира по футболу в 2018 году журнал Men’s Health пригласил меня снять кавер-стори с участием игроков сборной России — Александра Самедова и Игоря Акинфеева. Времени — как и пространства для съемки — было выделено минимум, и пришлось быстро совмещать порой противоречивые задачи. С одной стороны, нужно было выстроить технически безупречный свет в соотвествии с гайдлайнами всемирно известного издания и художестнвенным запросом арт-директора, совместить фирменный стиль журнала с моим собственным почерком — именно за него меня пригласили. С другой — учесть требования бренда Adidas, экипировщика сборной, не вступая при этом в конфликт с рекламным отделом журнала. И, конечно, найти подход к спортсменам, которые, хоть и привыкли к вниманию прессы, не всегда испытывают энтузиазм от участия в съемках. Но в итоге все стороны остались довольны результатом, а я с гордостью любуюсь обложкой Men’s Health на полках магазинов.
Александр Карнюхин: Конечно, нужно быть и ремесленником, и художником, и даже маркетологом. Но прежде всего все-таки художником. Все остальное можно делегировать — ассистентам, SMM-специалистам и диджитекам, которые закрывают технические потребности. Если у тебя нет своего видения, вкуса, особого взгляда, ты просто скатишься в череду бессмысленных повторений в своей работе.
Визуальная коммуникация и особый вайб критически важны для бренда. Носителем является как раз фотограф. Во время работы над обложкой для американского Forbes я обязан придерживаться строгих гайдов. Световая схема, цвет фона, даже положение лица героя, его поворот и все пропорции в кадре — все четко прописано в брифе. Но несмотря на это, обложки от разных фотографов выглядят по-разному. Это и есть тот самый момент, когда даже в условиях строгих рамок авторские стиль и взгляд выходят на первое место.
Егор Васильев: Первым таким запоминающимся эпизодом стала съемка Артура Джанибекяна, на тот момент руководителя Comedy Club Production. Нам с командой предстояло сделать его портрет для одного из ведущих глянцевых изданий, причем съемка должна была пройти прямо в премиальной героевой обстановке. Нас заранее предупредили: времени будет немного. Но мы не думали, что настолька. После пятого кадра Джанибекян неожиданно сказал: «Думаю, у вас получилось! Спасибо за съемку», — и скрылся за дверью своего кабинета. Вся команда застыла в молчаливом изумлении.
Подобные истории случаются со мной не раз. Особенно часто — на проектах с крупными международными брендами от Estee Lauder до Head & Shoulders или для известных изданий, например Glamour, Cosmo, L’Officiel или Allure. Съемки происходили буквально на бегу — между встречами героя, в перерывах записи ТВ-шоу, в коридорах концертных площадок или театральных закулисьях.
В таких условиях моим незыблемым правилом остается одно: приезжать на локацию заранее. Так я могу спокойно настроить свет, сделать пробные кадры, финально проверить технику. К моменту появления героя остается сосредоточиться на главном — художественном образе. Выстроенный процесс, подобранная команда, сформированный визуальный стиль делают так, чтобы я был доволен результатом любой нашей съемки.
Александр Карнюхин: Создать серию портретов за 64 секунды — задача экстремальная, но случалось такое не раз. Иногда на съемках обложки Forbes мне реально приходилось уложиться прямо в минуту, а для проекта Esquire снять 20 лидеров мнений и деятелей искусства всего за два дня. Подобные условия требуют максимальной подготовки, концентрации и опыта — на любом этапе что-то может пойти не так.
Основная работа ведется до съемки и может занимать несколько часов, чтобы к моменту прихода селебрити или CEO крупнейшей корпорации быть готовым к любому варианту развития событий. Важно быстро установить контакт с человеком, чтобы он не чувствовал себя скованным. Обычно я завожу ненавязчивый разговор, могу пошутить, чтобы снять напряжение.
Опыт работы с людьми и понимание психологии играют решающую роль, чтобы успеть сделать серию портретов в ограниченное время. Я сразу понимаю, какой именно нужен подход, не тратя времени на попытки подступиться.
Александр Карнюхин: Все начинается с глубокого понимания сути бренда — тут я часто чувствую себя переводчиком с маркетингового языка на визуальный. Стараюсь вычленить, какие ключевые идеи, эмоции и принципы компания хочет донести до аудитории. Затем я ищу визуальные эквиваленты этих идей. Это может быть определенная цветовая гамма, характер освещения, композиция, а также работа с моделью — поза, мимика, эмоция. Важно, чтобы каждый элемент снимка поддерживал послание бренда.
Например, в кампейне Puma She Moves Us центральной темой была женская поддержка и сплоченность в спорте. Мы отразили эту ценность в серии фотографий, где знаменитые спортсменки взаимодействуют друг с другом — через совместные тренировки, моменты взаимовыручки, искренние эмоции командного духа. Подобным образом я работаю и с другими брендами: сначала выявляю их ДНК и главные ценности, а затем подбираю визуальные образы и сценарии съемки, которые напрямую с ними ассоциируются.
Егор Васильев: При работе с брендом я погружаюсь в его визуальный код, сформировавшийся за годы, и стараюсь понять, чем компания живет сегодня, каким тоном разговаривает с аудиторией. Именно так было с Guerlain — мне посчастливилось снимать два проекта для журнала Glamour с легендарным креативным директором бьюти-бренда Оливье Эшодмезоном. При подготовке к съемке я изучил даже биографию Оливье — он работал с Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн, Грейс Келли и Софи Лорен. Мне было важно прочувствовать его ценности, эстетику и приемы, чтобы наше творческое взаимодействие достойно отразилось на страницах журнала. Все получилось — фотографии удостоились высокой оценки от Оливье.
Таким образом, такие съемки — это всегда налаженный диалог с креативной командой, партнерство. Как, например, в проектах с Puma, Calvin Klein или Armani Beauty, где было важно передать молодежь и дерзость, уверенность и энергию. При этом я сохраняю свой визуальный стиль. Но стараюсь встроить его в нужный контекст, чтобы история звучала голосом самого бренда.
Ключевым элементом всегда остается эмоция. Именно она связывает визуальный образ с внутренним посылом. Чувство — это то, что зритель уносит с собой.
Здесь важно не только что я снимаю, но и как. Свет, локации, фактура, движение — все это работает на общее ощущение, усиливает его.
Александр Карнюхин: Здесь все иначе, чем в модных или бьюти-проектах. Если в моде главная цель кампании — фактическая продажа продукта, то в фотографии мы не продаем, а скорее, рассказываем историю человека, будь то CEO из списка Fortune 500 или знаменитый актер. Это диктует иной подход. В таких изданиях, как Forbes Life и Inc., важно передать характер героя, показать его путь и кто он сейчас. Поэтому на каждой съемке мы пытаемся добавить максимум контекста и заглянуть за рамки привычных деловых образов.
Егор Васильев: Проект для бренда Got2b (Schwarzkopf) стал поворотным моментом в моей карьере. Это была крупная международная кампания с вовлечением американской косметической марки Benefit, польского модного бренда Reserved и российского ювелирного дома Valtera. В течение четырех съемочных дней я работал над серией портретов 18 ведущих бьюти-блогеров и селебритей. Каждый герой предстал в образе, отражающем актуальные тренды в индустрии.
В результате фотографии не только использовались в промо-материалах и digital-кампании, но и оценили в головном офисе бренда в Германии. Это стало основанием для отдельной выставки моих работ в одной из галерей в центре Москвы. Опыт был особенно ценным, потому что подчеркивал важное: даже коммерческая фотография может быть воспринята как самостоятельное визуальное искусство. Проект, изначально рожденный в рамках маркетинговой задачи, был пересмыслен и представлен широкой аудитории как выставочный авторский материал.
Сегодня технологии делают эту грань еще более подвижной. Недавние продажи ИИ-работ на аукционах вроде Christie’s лишь подчеркивают, что само понятие авторства и визуального искусства меняется. Но я по-прежнему верю, что именно взгляд фотографа, его интуиция, способность уловить момент и передать человеческое остаются непереходимыми.
Александр Карнюхин: Мы запустились в прошлом году в Нью-Йорке и активно работаем на съемках для компаний из списка S&P500. Match Production — это закрытый небольшой продакшн для крупного бизнеса. Мы мобильны, сконцентрированы по направлениям и решаем одну единственную задачу — максимальная эффективная репрезентация клиента в медиа. Задача обширная, с богатой историей, но до нас еще никто не был так сильно сконцентрирован на этом направлении.
У нас нет компромиссов между художественными амбициями и коммерческими задачами. Я бы даже сказал, чем сложнее задача со стороны клиента, тем сильнее это нас подогревает и дает больше свободы в самовыражении. Каждый клиент уникален, и к любому мы применяем особый подход. Поэтому тут все работает так же, как в редакторах: чистое творчество, но всегда с учетом формата. Мы стараемся добавлять к фото еще и видео, чтобы весь пакет контента максимально обширно заполнил все ниши, направления и был мультимедийным.