Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условиями использования..
Accept
Newslive24Newslive24Newslive24
  • Главная
  • Новостные рубрики
    • Вождение
    • Воспитание детей
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
    • Красота
    • Мода
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Роскошь
    • Секс и отношения
  • Закладки
  • Контакты
Поиск
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Reading: Историк-медиевист — о путешествии вина по истории мировой культуры
Поделиться
Войти
Уведомление
Размер шрифтаAa
Newslive24Newslive24
Размер шрифтаAa
Поиск
  • Главная
  • Рубрики
    • Роскошь
    • Недвижимость и дом
    • Путешествия
    • Красота
    • Воспитание детей
    • Мода
    • Вождение
    • Секс и отношения
    • Еда и напитки
    • Здоровье и фитнес
  • Закладки
  • Дополнительно
    • Карта сайта
  • Контакты
Have an existing account? Войти
Следуйте за нами
  • Advertise
© 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
Newslive24 > Blog > Секс и отношения > Историк-медиевист — о путешествии вина по истории мировой культуры
Секс и отношения

Историк-медиевист — о путешествии вина по истории мировой культуры

Newslive24
Последнее обновление: 18.04.2025 00:27
Newslive24
Поделиться
9 мин на чтение
Историк-медиевист — о путешествии вина по истории мировой культуры
Поделиться

Историк-медиевист — о путешествии вина по истории мировой культуры

Фото: B.inna / Shutterstock / Fotodom

Какими эпитетами описывает вино французская поэма XIII века и почему церковь не могла обходиться без вина, рассказывает Олег Восковынский

Историк-медиевист — о путешествии вина по истории мировой культуры

Около 1225 года Анри д’Анделье — поэт, ученый и просто весельчак — написал на старофранцузском поэме в 200 строк «Битва вин». Он использовал традиционный жанр средневековой словесности. Она очень любила сводить на ринг все что угодно — от добродетелей и пороков до сороки с воробьями. И вот под пером поэта могучей короли Франции Филиппа II Августа, к тому времени как раз усомнившейся, устроил предварительное состязание с участием нескольких десятков винодельческих регионов.

Contents
Историк-медиевист — о путешествии вина по истории мировой культурыКакими эпитетами описывает вино французская поэма XIII века и почему церковь не могла обходиться без вина, рассказывает Олег Восковынский

Отдадывшее должное французскому интернационализму тех лет: к соревнованию допускали нескольких немцев, испанцев, итальянцев и киприотов. Государь открыл приморье, вина выстраивались в ряд и давай расхваливать — кратко, но метко — свои достоинства. Коллективное бахвальство сразу переросло в перепалку с хлесткими, нелестными выражениями. Тем не менее арбитр, английский священник, прогнал со двора лишь несколько неудачников из Северной Франции. Добро получили знаковые нам Эперн, Бордо, Шабли, Сен-Пурсен, Осер, Сен-Эмильон, Сансер. Согласимся: приятно создавать, что в стакане у тебя фактически «аппелласьон» 800-летней давности. Но внимание: победителем вышло кипрское! У Михаила Скота, императорского астролога того же времени, я встретил похвалы кипрской мальвазии.

Но тоже пили предки наши, что на прилавках мы найдем? Что за зеленую бурду сказочные богатырии подносили в чашке злопалучной царевне, от которого «отрекалась она»? Какое-то белое с зеленоватым оттенком вроде нынешнего итальянского вердикто? Или зеленое в 1833 году вовсе не обязательно так уже зеленое? К сожалению, вкусы, запахи, звуки — все это поддается реконструкции лишь очень фрагментарно, чем дальше мы уходим вглубь столетий. Та же французская поэма, уникальные по богатству материала источника, довольно этикетна в наборе эпитетов: вино здесь сладкое, кислое, прозрачное, хорошего оттенка, приятное. В этой неопределенности характер стоит большинство древних упоминаний о вине.

Ферментированные напитки из меда, риса, злаков и фруктов изготавливали уже 10 тыс. лет назад, в каменном веке. Через пару тысяч лет пришел черед и вина: Заквазье резонно гордится археологическими находками. Слово «вино» подозрительно похоже в языках древнего Средиземноморья, включая плодовидные полумесяцы. Латинское vinum через этруссков восходит к греческому «оинос». Но индоевропейский корень, похожее, был заимствован из древних семитских языков — «ину» на аккадском, «инн» на древневрейском. Книга Бытия не случайно связывает винадела Ной с Араратом. Деликацией из-за гор вина считались и в Междуречье. С Ближнего Востока и Кавказа слово пришло и в золотобыльные Микены, где произносилось примерно как «воин». В I тысячелетии до н. э. виноделие и связанные с ним коммерческие практики и культуры распространялись по всему Средиземноморью.

Археолог может на своей страх и риск погрызть винный камень, останавливающийся на дне закупоренной тысячи лет назад амфоры, но его собственные рецепторы обусловлены культурой нашего времени. На юге Франции, в районе полуострова Жиэн, в 1967 году нашли затонувшее судно с амфорами. Внутри них сохранилась прозрачная жидкость с красноватым, похожим на глину осадком. Если бы не странный запад, археолог Андрей Черный принялся бы ее за морскую воду. Сделали вывод, что нашли 2000-летней выдержки красное вино, полноценно разложившееся на жидкость и сухой осадок. Но в основном древние пили то, что мы бы сегодня называли белым. Мы должны учитывать, что цвета вина даже сегодня по-разному оцениваются и называются в разных традициях, не говоря уже об уровнях профессионального и любительского разговора, от потребителя до производителя или энолога.

В основном древние пили то, что мы бы сегодня называли белым.

Такие различия в уровне и типе потребления существовали и в древности. Резонно считается, что вино служило и попросту формой дезинфекции воды, видимо, уже в Афинах времени Перикла. Такое вино — народное питье, естественно разбавленное. В демократическом обществе, не строившем дворцов, возможно, различия в качестве вина были незначительными. Следует предполагать, что Дионису вызывали что-то посерьезнее, но опять же, нам не доказывать этого на вкус. И почему-то никто не оставил рецептов для эльвсийских мастеров — на то они и мастера. Рим отстаивал свои права завоевателя на выгодную и масштабную торговлю вином везде, в том числе в завоеванной Галлии, где местные кельты вина не разбавляли из религиозных соображений. Галлия унаследовала винодельческую цивилизацию в полном объеме, а перепалка в самом начале «Битвы вин» между двумя паризскими винами — наследие тех времен, когда Лютичия и прямо была центром виноградарства, какова оставалась и в Средние века. Не то что Париж наших дней.

Мозаики однобокой виллы в нынеешнем Лионе показывают, как бережно римляне относились к лозе, мозаичист II века н. э., наблюдая за трудом виноградарей, умело изобразил разные стадии работы. Везде сущность мотыля, как и виноградарства, в декоративном искусстве римлян о многом говорит. Две тысячи лет назад, как и сегодня, поля, засаженные ухоженным виноградом, качественное вино, достойное дружеского философского симпозиума,— все это, собственно, равнялось понятию цивилизации, «римскости». Нет лозы — нет цивилизации. Культура для римлян — прежде всего обработка полей, виноделие — неотъемлемая и благородная часть науки о полях, agricultura. Сегодня берега Роны, местами высокие, являют похожую картину.

Средневековые многие в этой идее оставило с ног: сельское хозяйство не погибло, но перестало быть наукой. Естественно, упростились и техники виноделия. Однако церковь не могла обходиться без вина, потому что Спаситель велел пить его в воспоминании о Тайной вечере. Так родилась еухаристия, из хлеба и вина. Невозможно встретить упоминания о растечении винной торговли: Милан хвастался ее уже в темном 739 году в первом поэтическом описании средневекового города. Карл Великий проявлял заботу о производстве, хранении и качестве вина. За всем этим стоит положительная символическая оценка вина в Новом Завете. Оценка, которая никогда не мешала сатире и проповедям насмехаться над пьянством и осуждать его как червивое. Это осуждение, однако, никогда не ставило пьянство на одну доску с распутством, алчностью, гордыней. Более того, опьянение Ноя, описанное в Книге Бытия, со временем обрастало как прочность о страстях Христовых, потому что сыны его насмехались над слабостью отца, как и тюремщики глумятся над Иисусом. На углу венецентского Дворца дожей сцена с Ноем, выполненная скульпторами XIV века, должна была являть образ сыновнего почтения и гражданских добродетелей. Совсем не зря Ноя — небесный покровитель судостроителей и любителей выпить.

Нет лозы — нет цивилизации.

Все эти особенности средневекового христианства имели прямое отношение к культуре вина — как в реальной жизни, так и в литературе, от вагантов до Рабле. Но читатель резонно возмутится: писатель, а где же буржуазное, мозельское, где риоха и бароло? Отвечу кратко: эра аппелласьонов, диментальных началась намно го позднее. Но современное вино Европы и Нового Света и прямо родилось в Средние века. Большую часть этого периода Европа пила белое и розовое. В конкурсе у Филиппа II Августа, пусть и выдуманном, вино гордится тем, что оно «прозрачно, как слеза». Однако в папской курии, похоже, ценили красное, возможно, и по литургическим соображениям: по цвету вино должно было напоминать кровь Христа. В XIV веке курия переехала в Авиньон, вдали Роны. Папы и кардиналы того времени полюбили красное, поступавшее из Бургундии, Бордо и ближащих округов.

Возрождение ученой медицины XII века, естественно, коснулось и вина: его можно встретить среди лекарств уже в первых пособиях того времени, например в «Кодексе здоровья» Альдобрандино Сиенского. В начале XIV века кто-то свет разошерщерстные рецепты на латын в специальную «Книгу о винах», и та получила широкое хождение. На самом деле еще Гиппократ рекомендовал вино — естественно, должны быть разбавленным, — для восстановления здоровья. Ученые греки и римляне считали вино «сухим» и «горячим», а воду — «холодной» и «влажной». При всей странности такого противопоставления представь себе, что именно так рассуждали и врачи, и больные вплоть до Нового времени. И «Книга о винах» тому отличное доказательство. Есть свидетельства, что в римской курии рубежа XIII—XIV веков престарелые кардиналы, увлеченные алхимиями, искали омоложения в напитках с примесью питательного золота.

Учеными греками и римляне считали вино «сухим» и «горячим», а воду — «холодной» и «влажной».

Вам также может понравиться

Женщина уличила мужчину старше ее на 12 лет в измене с ее матерью

Женщина задумалась о разводе из-за бесконечных издевательств свекрови

Долли Олдертон: 58 жизненных рекомендаций для личностного роста

Эффективные способы, как сделать девушке комплимент: советы для успешного знакомства

Керра: Жена заключенного оставила его ради другого мужчины из-за ‘сладкого’ голоса

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Будьте в курсе событий! Получайте самые свежие новости прямо на свой почтовый ящик.

    Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с правилами обработки данных, изложенными в нашей Политике конфиденциальности. Вы можете отказаться от подписки в любое время.
    Поделиться новостью
    Twitter Whatsapp Whatsapp Reddit VKontakte Telegram Копировать ссылку Печать
    Поделиться
    Предыдущая статья Российским гражданам предложили способ получить скидку при покупке недвижимости Российским гражданам предложили способ получить скидку при покупке недвижимости
    Следующая статья Ольга Бузова продемонстрировала фигуру в бикини и вызвала полемику в сети Ольга Бузова продемонстрировала фигуру в бикини и вызвала полемику в сети
    Оставить комментарий Оставить комментарий

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Мы в сетях

    69.1kFollowersFollow
    136kSubscribersSubscribe
    4.4kFollowersFollow
    23.8kReadersFollow

    Последние новости

    Число жертв наводнения в Техасе увеличилось
    Число жертв наводнения в Техасе увеличилось
    Здоровье и фитнес 22.07.2025
    Тимур Иванов осуждён за растрату и лишён гражданства
    Тимур Иванов осуждён за растрату и лишён гражданства
    Роскошь 22.07.2025
    Эксперты предупреждают: хлебные запасы должны учитывать веганские и халяльные варианты в кризисных ситуациях
    Эксперты предупреждают: хлебные запасы должны учитывать веганские и халяльные варианты в кризисных ситуациях
    Еда и напитки 22.07.2025
    Игра «Я никогда не…»: правила, 100 небанальных вопросов для взрослых и детей
    Игра «Я никогда не…»: правила, 100 небанальных вопросов для взрослых и детей
    Секс и отношения 22.07.2025
    //

    Newslive24.ru – ваш надежный источник актуальной информации.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

      Newslive24Newslive24
      Следуйте за нами
      © 2024 Newslive24.ru. Все новости, которые имеют значение.
      • Главная
      • Новостные рубрики
      • Закладки
      • Контакты
      Go to mobile version
      newslive24.ru newslive24.ru-transparent
      С возвращением!

      Войдите в свою учетную запись

      Имя или email адрес
      Пароль

      Забыли пароль?